Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Сударьковой Е.В., Охременко О.В.
с участием прокурора Грековой Л.Р.
при секретаре Барановской Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Протасевич "данные изъяты" к Управлению социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района, ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" о взыскании убытков, понесенных в виде расходов на отопление жилого помещения
по апелляционной жалобе начальника УСЗН администрации Нижнеингашского района Мартынович С.А.
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
"Взыскать в пользу Протасевич "данные изъяты":
с ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с апреля 2009 года по июнь 2010 года в размере 47650,71 руб.;
с Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Красноярского края компенсацию понесенных расходов по оплате отопления в период с июля 2010 года по декабрь 2011 года в размере 55723,78 руб.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд в интересах Протасевич Т.А. с иском о взыскании компенсации понесенных ею расходов на отопление жилого помещения к ООО Нижнеингашский коммунальный комплекс - за период с апреля 2009 года по июнь 2010 года в размере 47 650 рублей 71 копейки и к Управлению социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района - за период с июля 2010 года по декабрь 2011 года в размере 55 723 рублей 78 копеек.
Требования мотивированы тем, что Протасевич Т.А. является проживающим в сельской местности педагогом-пенсионером, проработавшим в муниципальных образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет, в связи с чем она и члены её семьи имеют право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
Поскольку в период с апреля 2009 года по декабрь 2011 года включительно, Протасевич Т.А. израсходовано на оплату коммунальных услуг по отоплению жилого помещения 152 995 рублей 19 копеек, а Управлением социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района ей, как ветерану труда, возмещены расходы на отопление жилого помещения только в размере 49 620 рублей 70 копеек, Протасевич Т.А. имеет право на компенсацию затрат на отопление жилого помещения за этот период времени в размере 103 374 рублей 49 копеек.
Так как до 01.07.2010 г., обязанность предоставлять педагогическим работникам сельской местности указанные льготы в натуральной форме (без взимания, с последующим возмещением расходов из бюджета) была возложена на лиц, оказывающих услуги отопления и освещения, следовательно, возмещение расходов, понесенных за отопление жилого помещения до 01.07.2010 г., подлежит путем их взыскания с ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс". С 01.07.2010 г. по декабрь 2011 г. возмещение расходов, в соответствии с действующим законодательством, должно произвести Управление социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района.
Судом исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник УСЗН администрации Нижнеингашского района Мартынович С.А. просит об отмене решения суда в части взыскания компенсации расходов с УСЗН, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" судебное решение не обжаловало.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УСЗН администрации Нижнеингашского района Кольвинковскую Е.Л., представителя ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" Матэуш Г.Н., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 г. N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N122-ФЗ, (действующей до 11.01.2011г.) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. N318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008 г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 г. N10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 г., отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 г. N4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В силу ст.7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Вместе с тем, в силу ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено судом, Протасевич Т.А. с 09.04.1969 г. по 30.11.1994 г. работала воспитателем в муниципальном образовательном учреждении (Нижнеингашский детсад N1), имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, уволена в связи с уходом на пенсию по выслуге лет (л.д.15). Проживала и проживает в жилом помещении по адресу: "данные изъяты" (л.д.19, 40, 87-89), в связи с чем исходя из вышеуказанных требований законодательства имеет право на бесплатное жилое помещением с отоплением и освещением.
Поскольку с 09.03.2008 г. по 01.07.2010 г. льготы по отоплению и освещению педагогическим работникам, в том числе и вышедшим на пенсию, предоставлялись ресурсоснабжающей организацией в натуральной форме, в виде бесплатной услуги, а с 01.07.2010 г. (то есть с даты вступления в силу Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. N10-4691) путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании понесенных истицей расходов за период с апреля 2009 года по июнь 2010 года - с ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс", а за период с июля 2010 года по декабрь 2011 года - с Управления социальной защиты населения администрации Нижнеингашского района Красноярского края.
Подлежащие взысканию денежные суммы: с ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" - 47 650 рублей 71 копейка, с УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края - 55 723 рубля 78 копеек - определены верно, с учетом суммы предоставленных за тот же период Протасевич Т.А., как ветерану труда, мер социальной поддержки и жилищной субсидии. Размер подлежащих взысканию сумм подтвержден имеющимися в материалах дела документами (л.д.22-35,40,41-42), а также соответствует расчету, произведенному УСЗН администрации Нижнеингашского района Красноярского края и не оспаривался сторонами в суде первой и апелляционной инстанций.
Суд обоснованно не принял во внимание доводы апелляционной жалобы о реализации истицей своего права на получение мер социальной поддержки по иным основаниям, поскольку из материалов дела следует, что Протасевич Т.А. с апреля 2009 года возмещение расходов на оплату жилья как педагогу-пенсионеру не производилось, ей предоставлялись льготы ветерана труда, сумма которых исключена при взыскании недополученной истицей спорной денежной компенсации.
Кроме того, судом установлено, что Протасевич Т.А. вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ей не предлагалось и не предоставлялось, а право выбора не разъяснялось, что не оспаривалось представителем УСЗН в суде первой (л.д.36) и апелляционной инстанций.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно не приняты во внимание.
Процессуальных нарушений судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 20 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника УСЗН администрации Нижнеингашского района Мартынович С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.