Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Ускове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.10.1994 года N3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края"
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.10.1994 года N3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края" (далее Закон края).
Требование прокурор мотивировал тем, что пункт 2 статьи 1 Закона края содержит определение сельскохозяйственных товаропроизводителей как физических и юридических лиц, занимающихся производством товарной сельскохозяйственной продукции. По мнению прокурора, противоречие действующему федеральному законодательству состоит в том, что определение сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведённое в Законе края, не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
Прокурор считает, что определение сельскохозяйственного производителя должно соответствовать тому определению, которое приведено в статье 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", поскольку он является специальным законом и обладает большей юридической силой.
В судебном заседании прокуроры Назаркин В.П. и Черных А.В. поддержали заявленное требование, представители Законодательного Собрания края Стрикис О.А. и Губернатора края Куренев Д.С., требования прокурора не признали.
Суд, выслушав доводы прокурора, возражения представителей Законодательного Собрания и Губернатора, проанализировав оспариваемые правовые нормы и нормы федерального законодательства, приходит к следующему.
Закон края, положения которого оспариваются прокурором, следует отнести к нормативно-правовому акту, так как он обладает необходимыми признаками, а именно: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Текст Закона края был опубликован в издании "Красноярский рабочий" N217 от 11.11.1994 года. Введён в действие Закон края Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 20.10.1994 года N3-67П со дня его опубликования.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Рассматривая требование прокурора по существу, суд исходит из следующего.
Пункт "ж" статьи 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка.
Согласно преамбуле Закона края он устанавливает правовые и экономические основы формирования оптового рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на территории Красноярского края, а также предоставляет всем товаропроизводителям и потребителям, независимо от форм собственности, равные возможности выхода на рынок продовольственных товаров.
В части 1 статьи 1 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Часть 2 статьи 4 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" предусматривает, что в целях настоящего Федерального закона рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Закон края регулирует правоотношения по формированию оптового рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, как это следует из его преамбулы.
Следовательно, Закон края и ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" регулируют правоотношения по формированию и функционированию рынка сельскохозяйственной продукции, участниками этих правоотношений являются сельскохозяйственные товаропроизводители.
Часть 1 статьи 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Из части 5 статьи 76 Конституции РФ следует, что законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Определения, то есть понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведённые в Законе края и в ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", содержат различные существенные и отличительные признаки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
В пункте 2 статьи 1 Закона края сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические и юридические лица, занимающиеся производством товарной сельскохозяйственной продукции.
Из содержания вышеприведённых определений сельскохозяйственных товаропроизводителей следует, что ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" приводит определение этого понятия с детализирующими его признаками.
В определении, приведённом в части 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" указано, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся не только те, которые производят сельскохозяйственную продукцию, но и товаропроизводители, осуществляющие её первичную и последующую (промышленную) переработку, используя для этого не только принадлежащие им основные средства, но и арендованные основные средства. Помимо этого, в определении указано, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Тогда как Закон края приводит определение общего характера, которое значительно шире определения, приведённого в названном Федеральном законе.
Суд считает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что пункт 2 статьи 1 Закона края по своему содержанию, раскрывающему определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 года N12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Из пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, в этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Отклоняя доводы Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, суд исходит из следующего.
Представители Законодательного Собрания и Губернатора указывают на то, что на федеральном уровне имеются различные определения сельскохозяйственного товаропроизводителя. Суд считает этот вывод ошибочным.
Действительно, часть 2 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", признаёт в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей:
1) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Следует учитывать, что перечень Федеральных законов, к которым отсылает часть 2 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", носит исчерпывающий характер.
В названных Федеральных законах не приведены иные, по сравнению с частью 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Из содержания статьи 346.2 Налогового кодекса РФ также не следует, что законодатель приводит иное определение сельскохозяйственных товаропроизводителей отличное от того, которое содержится в части 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства".
В пункте 2 статьи 346 Налогового кодекса РФ приведено определение сельскохозяйственных товаропроизводителей аналогичное части 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", а также в нём содержится отсылочная норма к Федеральному закону от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", который приведён в перечне части 2 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства".
Доводы представителя Губернатора о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что оспариваемый правовой акт не действует, суд не принимает.
Закон края не признан в установленном порядке утратившим силу. Принятие Законов Красноярского края от 21.02.2006 года N17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" и Закона Красноярского края от 07.07.2009 года N8-3512 "О дополнительных мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса края в 2009-2010 годах", в которых определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано в точном соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства", не является основанием для признания Закона края формально не отменённым, но фактически недействующим. Названные Законы Красноярского края имеют иной предмет правового регулирования, а именно устанавливают основные направления государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса края, что следует из преамбул законов. Тогда как Закон края устанавливает правовые и экономические основы формирования оптового рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на территории края.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению по приведённым выше основаниям, и пункт 2 статьи 1 Закона края следует признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Резолютивная часть решения суда, на основании части 3 статьи 253 ГПК РФ, подлежит опубликованию в течении 30 (тридцати) дней после вступления решения в законную силу в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать пункт 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 20.10.1994 года N3-66 "Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Красноярского края" противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Резолютивную часть решения суда опубликовать в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" в течении 30 (тридцати) дней после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Решение вступило в законную силу 08 сентября 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.