Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.,
при секретаре Барановской Н.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Железовской "данные изъяты", Шапшаровой "данные изъяты" к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Красноярского края, МУП "Коммунальщик", ООО "Коммунальщик" о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за отопление и освещение, оплаты за твердое топливо и освещение
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края Яценко Е.В.
на решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Железовской "данные изъяты", Шапшаровой "данные изъяты" к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Красноярского края, МУП "Коммунальщик", ООО "Коммунальщик" о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за отопление и освещение, оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%) - удовлетворить в полном объёме.
Признать за Железовской "данные изъяты" право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за отопление и освещение в полном объеме.
Признать за Шапшаровой "данные изъяты" право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Железовская Н.В. и Шапшарова К.А. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Тасеевского района, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству финансов Красноярского края, МУП "Коммунальщик", ООО "Коммунальщик" о признании права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты за отопление и освещение, оплаты за твердое топливо и освещение в полном объеме (100%).
Требования мотивировали тем, что являются проживающими в сельской местности педагогами-пенсионерами, проработавшими в образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет, в связи с чем они и члены их семьи имеют право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. До 01.01.2012 г. они пользовались льготами на получение мер социальной поддержки, а с 01.01.2012 г. в предоставлении мер социальной поддержки УСЗН администрации Тасеевского района им было отказано в связи с отсутствием у них стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Просили суд признать за ними право на получение мер социальной поддержки в виде: Железовской Н.В. - оплаты за отопление и освещение, Шапшаровой К.А. - оплаты за твердое топливо и освещение.
Судом исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края Яценко Е.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 г. N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N122-ФЗ, действующей до 11.01.2011 г.) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. N318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008 г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 г. N10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 г., отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 г. N4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В силу ст.7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Вместе с тем, в силу ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено судом, истицы работали в должности воспитателя детских садов ведомственной принадлежности: Железовская Н.В. - 24 года 09 месяцев - в должности воспитателя детского сада Тасеевского леспромхоза Всесоюзного лесопромышленного объединения "Красноярсклеспром" Минлеспрома СССР, Шапшарова К.А. - 24 года 00 месяцев 25 дней - в должности воспитателя детских садов Хилокского леспромхоза треста Лесдревпром Совета народного хозяйства Читинского экономического административного района, Дарасунского Рудоуправления Треста Забайкалзолото Восточно-Сибирского Совнархоза и Тасеевского леспромхоза Всесоюзного лесопромышленного объединения "Красноярсклеспром" Минлеспрома СССР (л.д.7, л.д.8-13,28). Зарегистрированы и проживают в жилых помещениях в сельской местности - "данные изъяты" (л.д.9, л.д.17).
Кроме того, до 01.01.2012 г. истицы получали меры социальной поддержки как педагогические работники образовательных учреждений, вышедшие на пенсию и проработавшие в сельской местности более 10 лет (л.д.20,32).
С 01.01.2012 г. письмами УСЗН администрации Тасеевского района Красноярского края от 19.01.2012 г. N27 и от 11.01.2012 г. N5 Железовской Н.В. и Шапшаровой К.А. в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано на основании Закона Красноярского края от 10.06.2010 г. N 10-4691 в связи с отсутствием у них требуемой продолжительности стажа работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях (л.д.6, л.д.20-21). Согласно ответам УСЗН прекращение предоставления мер социальной поддержки вызвано наличием в трудовой деятельности истиц работы в ведомственных образовательных учреждениях. Иные основания для прекращения выплат отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что получение педагогическими работниками указанной меры социальной поддержки не может быть связано с формой собственности образовательного учреждения, в котором проходила их трудовая деятельность.
Вывод суда основан на нормах федерального и регионального законодательства, подробно мотивирован в решении и соответствует материалам дела.
Так, статья 55 Закона РФ "Об образовании" не устанавливает, что получение указанной льготы педагогическими работниками связано с формой собственности образовательного учреждения. Иначе нарушался бы принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых и должно осуществляться изменение правового регулирования в социальной сфере. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного суда РФ, от 04.12.2007 г. N 958-О-О в котором указано, что из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Как следует из определения Конституционного суда РФ от 02.04.2009 г. N 553-О-П, правоприменители (включая суды общей юрисдикции), реализуя свои полномочия, не могут придавать положениям Закона субъекта РФ значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку никакой обязанности на Министерство финансов Красноярского края судебным решением не возложено.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тасеевского районного суда Красноярского края от 26 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края Яценко Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.