Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Михайлинского О.Н.,
судей - Бугаенко Н.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Виноградовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района к администрации Большеулуйского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя администрации Большеулуйского района - "данные изъяты".
на решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Большеулуйского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большеулуйского района по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов в здание по адресу: "данные изъяты".
Обязать администрацию Большеулуйского района в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, оборудовать пандусом в соответствии с требованиями п. 3.29-3.33 СНиПа /Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"/ вход в здание по адресу: "данные изъяты"
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большеулуйского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Большеулуйского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, возложении обязанности произвести обустройство здания пандусом.
В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой проводилась проверка на предмет соблюдения требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ходе выполнения указанного мероприятия было установлено, что, в нарушение положений ст. 15 названного Закона, вход в здание по адресу "данные изъяты" (где располагается Большеулуйский территориальный отдел ЗАГСа), являющееся муниципальной собственностью, не оборудован приспособлениями (пандусами) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в данный объект. Таким образом, администрацией Большеулуйского района нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Большеулуйского района - "данные изъяты" просит данный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый без учета всех юридически значимых обстоятельств.
Представители ответчика и Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (разносная книга для местной корреспонденции на л.д. 112-113), не явились, причины неявки не сообщили. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Один из аспектов реализации закрепленного в основном законе страны принципа равенства прав и свобод человека получил отражение в ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. В названной статье содержится четкое указание на то, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Уклонение от исполнения приведенного требования является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, законодатель определил способ соблюдения прав инвалидов при решении стоящих перед ними повседневных проблем.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренного постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2011 года N 72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.
В частности, разделом 3 "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам" Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001, принятых постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Лестницы дублируются пандусами с поручнями (выполненными с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам), а при необходимости другими средствами подъема.
Как усматривается из представленных материалов, здание, расположенное по адресу: "данные изъяты" являющееся муниципальным имуществом и частично переданное в безвозмездное пользование Агентству записи актов гражданского состояния Красноярского края для размещения Большеулуйского территориального отдела Агентства на срок с 15 февраля 2011 года по 14 февраля 2014 года, которое могут посещать с целью своевременной и полной государственной регистрации актов гражданского состояния и лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, не оборудовано пандусом. Вход в данный дом осуществляется через одноступенчатое крыльцо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями законодательства, регулирующими спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии администрации Большеулуйского района по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к обозначенному объекту социальной инфраструктуры с возложением на указанный орган местного самоуправления обязанности по оборудованию входа в здание пандусом. При этом суд, при вменении ответчику обязанности по выполнению названных действий, верно исходил из того, что он как собственник имущества (здания), в силу ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ, несет бремя по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества. В связи с этим доводы представителя администрации Большеулуйского района об обратном являются несостоятельными.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что здание, в котором располагается Большеулуйский территориальный отдел Агентства ЗАГС Красноярского края, возведено до введения в действие норм, к которым обращается прокурор, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку содержание недвижимого имущества независимо от даты ввода его в эксплуатацию должно осуществляться в соответствии с правилами технической эксплуатации, санитарными и противопожарными нормами.
Согласно вводной части СНиП 35-01-2001 данный нормативный документ предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Частью 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" установлена обязанность собственников действующих объектов социальной инфраструктуры осуществить меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Возможность оборудования входа в здание по адресу: с "данные изъяты" пандусом подтверждается актом осмотра состояния данного строения, составленного "данные изъяты" "СтройАчинск" по запросу суда. Вследствие этого подлежит отклонению довод жалобы о необходимости, в целях установки указанного приспособления, проведения технической реконструкции всего здания при отсутствии на то соответствующих бюджетных ассигнований.
Не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и ссылка в жалобе на то, что на территории Большеулуйского района не создано общественное объединение инвалидов, поскольку обеспечение лиц, ограниченных в передвижении, необходимыми приспособлениями не может ставиться в зависимость от наличия подобных организаций.
Несостоятелен и довод жалобы об утверждении Большеулуйским районным Советом депутатов Программы о доступной среде для инвалидов, которой предусмотрено устройство пандусов, ввиду длительного неисполнения собственником здания обязанности, установленной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 13 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Большеулуйского района - "данные изъяты" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.