Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Михайлинского О.Н.,
судей - Гареевой Е.Б., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Виноградовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
по апелляционному представлению и.о. прокурора Железнодорожного района г. Красноярска - Иванова С.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении предъявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска требований о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой проводилась проверка на предмет соблюдения требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ходе выполнения указанного мероприятия было установлено, что, в нарушение положений ст. 15 названного Закона, вход в нежилое помещение N 68, расположенное по адресу: "данные изъяты" являющееся муниципальной собственностью и закрепленное на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением "Центр социальной помощи семье и детям " "данные изъяты"" (далее - МБУ ЦСПСиД " "данные изъяты""), не оборудован приспособлениями (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данный объект. Таким образом, администрацией г. Красноярска и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска нарушаются права указанной категории лиц на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Полагает, что выявленное нарушение подлежит устранению в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении Иванов С.В., исполняющий обязанности прокурора Железнодорожного района г. Красноярска на основании соответствующего приказа, ставит вопрос об отмене названного судебного акта как незаконного и необоснованного.
Представители администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, местной организации Всероссийского общества инвалидов Железнодорожного района г. Красноярска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомление о вручении на л.д. 79, реестры доставки курьерской корреспонденции на л.д. 80-81), не явились, причины неявки не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Жилкина П.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя МБУ ЦСПСиД " "данные изъяты"" - Староватовой С.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как усматривается из представленных материалов, нежилое помещение по адресу: "данные изъяты" является муниципальной собственностью, на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 27 мая 2009 года N 1753-недв закреплено на праве оперативного управления за МБУ ЦСПСиД " "данные изъяты"". Согласно п.п. 3.1, 3.2 и 3.4 данного учреждения (л.д. 10-21) предметом деятельности Центра является реализация переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по социальному обслуживанию населения, оказание социальных услуг семьям, детям и отдельным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, в том числе социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. То есть в состав обслуживаемого контингента входят и лица, ограниченные в передвижении. Вместе с тем обозначенное помещение не оборудовано пандусом, вход в здание осуществляется через крыльцо, состоящее из семи ступенек.
В целях осуществления защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с упомянутым иском.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что требования к администрации г. Красноярска не заявлены, а Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу. Это обусловлено тем, что в рассматриваемом случае ставится вопрос о возложении обязанности по осуществлению капитального ремонта, а выполнение данных мероприятий в круг основных направлений деятельности названного учреждения не включено. Определение приоритетных направлений строительства, реконструкции и капитального ремонта под нужды г. Красноярска отнесено к компетенции Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
Однако судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Один из аспектов реализации закрепленного в основном законе страны принципа равенства прав и свобод человека получил отражение в ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. В названной статье содержится четкое указание на то, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Уклонение от исполнения приведенного требования является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, законодатель определил способ соблюдения прав инвалидов при решении стоящих перед ними повседневных проблем.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренного постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2011 года N 72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.
В частности, разделом 3 "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам" Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001, принятых постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли. Лестницы дублируются пандусами с поручнями (выполненными с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам), а при необходимости другими средствами подъема.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Это в полной мере согласуется с положениями ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прямо оговаривающей, что обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры относится к обязательствам собственника помещения.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.ст. 44, 45 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года N В-62, администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, обладает правами юридического лица. К компетенции данного учреждения, выступающего от имени города, относится, в том числе разработка по исполнению бюджета города, распоряжение и управлением имуществом, находящимся в городской собственности.
Департамент же муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является органом администрации г. Красноярска, призванным осуществлять формирование управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории г. Красноярска. Для выполнения возложенных задач учреждение в установленном порядке участвует в формировании бюджета города. Данные обстоятельства получили отражение в п. 1.1 Положения о названном Департаменте, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15 февраля 2005 года N 55/1.
Системный анализ упомянутых норм права позволяет сделать вывод, что осуществление полномочий собственника муниципального имущества возложено на администрацию г. Красноярска и ее орган - Департамент муниципального имущества и земельных отношений. Иные лица, в том числе Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, на который указывает как на надлежащего ответчика суд первой инстанции, обозначенными полномочиями не наделены. Передача в их ведение, в частности, осуществление капитального ремонта под нужды муниципального образования, не влечет освобождение администрации г. Красноярска и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от исполнения возложенных на них в силу закона обязанностей собственника имущества, в том числе по оборудованию пандусов.
Неверным является и вывод суда первой инстанции о том, что требований к администрации г. Красноярска прокурором не выдвигалось, поскольку противоречит содержанию искового заявлению (л.д. 3-5), где данный орган местного самоуправления прямо поименован в качестве ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. При этом считает возможным, в связи с установлением в ходе рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором Железнодорожного района г. Красноярска требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 июня 2012 года отменить.
Приять по делу новое решение.
Возложить на администрацию г. Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность установить пандус на входе в помещение Муниципального бюджетного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям " "данные изъяты"", расположенное по адресу: "данные изъяты" в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.