Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Охременко О.В., Тихоновой Т.В.,
при секретаре: ФИО8
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
дело по иску Емелькина Д.А. к ГУ МВД России по Красноярскому краю о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе Емелькина Д.А.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 23 мая 2012г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Емелькина Д.А. к ГУ МВД России по Красноярскому краю о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емелькин Д.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о включении в стаж государственной службы период службы по призыву в льготном исчислении. Требования мотивировал тем, что с 15 октября 1978г. по 18 декабря 1979г. находился на военной службе по призыву и с 18 декабря 1979г. по 25 декабря 1984г. на сверхсрочной службе в рядах вооруженных сил СССР. 29 декабря 1984г. он был принят на службу в органы внутренних дел Каратузского РОВД Красноярского края. Приказом ГУВД по Красноярскому краю N330 от 13 марта 2008г. был уволен со службы на пенсию по окончании контракта. Согласно записи в трудовой книжке срок службы в органах внутренних дел составил 23 года 3 месяца 2 дня. По расчету ГУВД по Красноярскому краю его выслуга составила 30 лет 10 месяцев 4 дня. Между тем, он не согласен с указанным расчетом выслуги, поскольку время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Считает, что период его срочной службы составляет 1 год 2 месяца 3 дня, выслуга по данному периоду должна составлять 2 года 4 месяца 6 дней. В связи с чем просил суд включить в стаж государственной службы период службы по призыву в льготном исчислении с зачетом в стаж службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву с 15 октября 1978г. по 18 декабря 1979г. из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Емелькин Д.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Ермолаевой Н.И., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Емелькин Д.А. проходил действительную военную службу по призыву в период с 15.10.1978г. по 18.12.1979г., сверхсрочную службу с 18.12.1979г. по 25.12.1984г. 29 декабря 1984г. Емелькин Д.А. был принят на службу в Каратузский ОВД Красноярского края. Приказом ГУВД по Красноярскому краю N330 от 13.03.2008г. был уволен со службы на пенсию по окончании контракта. Срок службы истца в органах внутренних дел составил 23 года 3 месяца 2 дня, его выслуга - 30 лет 10 месяцев 4 дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что всем сотрудникам органов внутренних дел, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
В силу ст.2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 ст.18 Закона).
Между тем, статья 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ", где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.
Исходя из того, что периоды военной службу по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет в льготном исчислении, кроме периодов фактического участия в контртеррористических операциях, подтвержденных в установленном законом порядке, в то время как истец в контртеррористических мероприятиях участие не принимал, что им не оспаривается, то суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Емелькина Д.А.
Довод апелляционной жалобы Емелькина Д.А. о необоснованности отказа в удовлетворении требований со ссылкой на положения ч.3 ст.10 ФЗ "О статусе военнослужащих", прямо предусматривающие включение времени нахождения граждан на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы и работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы, не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанные положения закона регулируют право на труд лиц, являющихся военнослужащими, не регулируют спорные правоотношения, а лишь определяют права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащего, к числу которых истец в настоящее время не относится. Исчисление выслуги лет сотрудников органов внутренних дел производится в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, во исполнение которого принято Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу?", в соответствии с п.5 которого военная служба по призыву, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, к каковым период службы истца не относится, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального права, в соответствии с нормами процессуального законодательства. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 23 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Емелькина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.