Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Коваленко О.В., Адаркина И.А.,
при секретаре судебного заседания Соиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского областного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области на решение Магаданского городского суда от 06 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Христофоровой О.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента её назначения.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, пояснения истца Христофоровой О.П., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Христофорова О.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Магадане) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента её назначения.
В обоснование заявленных требований указала, что 06 июня 2002 года ей была назначена пенсия. Оформлением пенсии занимался инспектор отдела кадров. Истец работала на Чукотке с декабря 1978 года по сентябрь 1992 года. При подаче документов ей не было разъяснено, что необходимо запросить дополнительные справки с предыдущего места работы.
В 2012 году истец узнала, что ей была неправильно назначена пенсия, без использования при начислении коэффициента 2, для повышенного размера пенсии.
Кроме того, период работы на Чукотке отмечен в её трудовой книжке, и досрочная пенсия по старости была начислена за вредные условия работы, в том числе в должности медицинской сестры - анастезистки с 01 января 1974 года по 06 ноября 1978 года в г. Хабаровске и на Чукотке в период с 05 декабря 1978 года по 07 октября 1992 года.
В ноябре 2011 года истец самостоятельно запросила справки из архива Чукотской окружной больницы.
Ответчиком истцу был произведен перерасчет пенсии только со дня подачи справок.
Истец повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера назначенной пенсии за весь период с момента назначения, в чем ей было отказано.
Просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента назначения, применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ с коэффициентом 2.
06 апреля 2012 года Магаданским городским судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
На ГУ-УПФ РФ в г. Магадане возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Христофоровой О.П. с 06 июня 2002 года по 30 ноября 2011 года, применив отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 2, с ответчика взыскана в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" государственная пошлина в сумме 200 рублей 00 копеек.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Магадане, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что при назначении пенсии пенсионный орган не вправе требовать представления документов от заявителя.
Согласно заявления Христофоровой О.П., на основании представленных ею документов - справок о заработной плате за периоды с 05 декабря 1978 года по 30 ноября 1992 года в Центральной окружной больнице г. Анадыря Чукотского автономного округа, ГУ-УПФ РФ в г. Магадане был произведен перерасчет размера пенсии в сторону увеличения с 01 декабря 2011 года, в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление (дата подачи заявления ? 07.11.2011 год).
Со ссылкой на ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., полагают, что перерасчет пенсии истца был произведен в соответствии с действующим законодательством, при представлении необходимых для такого перерасчета документов, также указывают на отсутствие законных оснований для произведения перерасчета с 06 июня 2002 года.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что при оценке пенсионных прав истца была учтена среднемесячная заработная плата за периоды работы 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, за период работы истца в МУЗ "Городская поликлиника N 3" г. Магадана. При определении размера пенсии повышенного отношения заработков был применен коэффициент 1,7 - максимальный для Магаданской области
Также судом установлено, что с заявлением о перерасчете пенсии истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Магадане 07 ноября 2011 года, представив справки о заработной плате за периоды работы с 05 декабря 1978 года по 30 ноября 1992 год в Центральной окружной больнице г. Анадыря ЧАО, из которых следует, что заработная плата в указанный период начислялась с учетом районного коэффициента 2. На основании представленных документов Христофоровой О.П. произведен перерасчет размера пенсии в сторону увеличения с 01 декабря 2011 года.
Суд пришел к выводу о том, что требования Христофоровой О.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а назначенный истцу размер пенсии подлежит перерасчету с 06 июня 2002 года по 30 ноября 2011 года, с применениенм отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 2.
Судебная коллегия полагает, что с данным суждением суда согласиться нельзя в связи со следующим.
В силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон "О трудовых пенсиях", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона "О трудовых пенсиях", в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Из положений пункта 1 статьи 18 Закон "О трудовых пенсиях" следует, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 11 которого, при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;
истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;
оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом пунктом 12 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
На основании пункта 2 вышеуказанной нормы права заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 28 Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 года и Законом от 15.12.2001 года производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 Правил).
Данный нормативный правовой акт был принят Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1; пунктом 2 статьи 18, 29 - 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ и пунктом 3 статьи 1 ФЗ от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые предусматривают возможность перерасчета размера назначенной пенсии на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при назначении истцу пенсии была учтена среднемесячная заработная плата за периоды работы за 2000-2001 года по представленным сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за время работы в МУЗ "Городская поликлиника N 3", к размеру заработной платы применялся коэффициент 1,7. Иных сведений о размере заработка с применением иного коэффициента, в пенсионный орган не представлялось. При определении размера пенсии повышенного отношения заработков был применен коэффициент 1,7.
Таким образом, размер трудовой пенсии истца был определен ответчиком на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносилось решение об установлении трудовой пенсии, что соответствует требованиям статьи 17 Закона "О трудовых пенсиях".
Истец 17 ноября 2011 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, предоставив справки о заработной плате за периоды работы с 05 декабря 1978 года по 30 ноября 1992 год в Центральной окружной больнице г. Анадыря ЧАО, из которых следует, что заработная плата в указанный период начислялась с учетом районного коэффициента 2, в связи с чем ГУ-УПФ РФ в г. Магадане был произведен перерасчет с 01 декабря 2011 года, в месяце, следующем за месяцем, в котором было подано заявление.
Действия ГУ-УПФ РФ в г. Магадане в данной части соответствуют требованиям статьи 20 Закона "О трудовых пенсиях" и пункту 28 Постановления Минтруда РФ N 17-Пф от 27.02.2002 года "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Поскольку факт незаконных действий ГУ-УПФ РФ в г. Магадане при назначении истцу пенсии и при произведении перерасчета ее размера из материалов дела и установленных обстоятельств, не усматривается, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении, постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 06 апреля 2012 года отменить и принять новое решение, которым:
Христофоровой О.П. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с момента её назначения, отказать.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи О.В. Коваленко
И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.