Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Ильиных Е.А.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействительным приказа директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 27 июня 2011 года N 88 в части включения Бердник А.В. в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в том числе молодых семей и молодых специалистов по апелляционному представлению прокурора Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения прокурора Иванова М.П., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Егорова Л.П., возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым приказом директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в нарушение требований действующего законодательства необоснованно включена заведующая лабораторией ветеринарной экспертизы филиала "Яковлевская станция по борьбе с болезнями животных" Краевого государственного ветеринарного бюджетного учреждения "Приморская ветеринарная служба" Бердник А.В. Данное лицо не относится к категории граждан, имеющим право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поскольку обязательным условием участия граждан в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" является работа в организациях агропромышленного комплекса либо социальной сферы. Уставом КГВБУ "Приморская ветеринарная служба" деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, а также деятельность по оказанию услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта не предусмотрена. Включение Бердник А.В. в сводный список повлекло неправомерное расходование средств федерального и краевого бюджетов, в результате чего нарушены интересы Российской Федерации. С учетом уточнения заявленных требований прокурор просил признать недействительным приказ директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 27.06.2011 года N 88 в части включения Бердник А.В. в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и обязать Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края принять решение по представленному администрацией Яковлевского муниципального района списку граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в части признания Бердник А.В. получателем социальной выплаты в соответствии с законом.
В судебном заседании прокурор Павленко А.Н. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Егоров Л.П. с заявлением не согласился, считает, что оспариваемый приказ соответствует требования закона, поскольку Бердник А.В. работала в должности заведующей лабораторией ветеринарной экспертизы филиала "Яковлевская станция по борьбе с болезнями животных" КГВБУ "Приморская ветеринарная служба", основным видом деятельности которого является защита населения от болезней, общих для человека и животных, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности относится к здравоохранению и предоставлению социальных услуг.
Заинтересованное лицо Бердник А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционном представлении прокурор, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858 утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". Одним из мероприятий данной программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, определены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16 к указанному постановлению.
Согласно пункту 2 Правил предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением.
В соответствии с пунктом 26 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам одним из обязательных условий для получения молодой семьей и молодым специалистом социальных выплат является работа в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
При этом в пункте 27 Типового положения разъяснено, что под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что Бердник А.В. была включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в том числе молодых семей и молодых специалистов в связи с работой в организации социальной сферы в сельской местности.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным в силу следующего.
На момент принятия оспариваемого приказа Бердник А.В. работала в должности заведующей лабораторией ветеринарной экспертизы филиала "Яковлевская станция по борьбе с болезнями животных" Краевого государственного ветеринарного бюджетного учреждения "Приморская ветеринарная служба", которое в соответствии с Уставом осуществляет деятельность, направленную на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 года N 329-ст, ветеринарная деятельность отнесена к разделу "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".
Согласно постановлению Правительства РФ от 10.11.2003 года N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" применение федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общероссийских классификаторов является обязательным. Кроме того, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
По смыслу положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно статье 1 Закона РФ "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Таким образом, здравоохранение и ветеринария, как виды определенной в законах деятельности, относятся к медицинской деятельности, направленной на достижение одной и той же цели - защиту здоровья человека.
Довод апелляционного представления о том, что подразделения ветеринарной службы в силу действующего законодательства не входят в систему органов здравоохранения, не может быть принят во внимание, поскольку определяющее значение для разрешения настоящего дела имеет характер деятельности органов здравоохранения и ветеринарии, которая направлена на достижение одной цели - профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья человека.
Правомерность включения Бердник А.В. в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Приморского края, в том числе молодых семей и молодых специалистов вытекает также из разъяснений, изложенных в письме Департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.10.2011 года N 10-2/578, на который приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009 года N 79 было возложено осуществление методологического обеспечения и нормативно-правового сопровождения реализации мероприятий Программы. Оснований не учитывать данное разъяснение у суда не имелось, поскольку в рамках Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности в соответствии с соглашением между указанными министерствами, оказывает методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в решении вопросов разработки и внедрения механизмов жилищного кредитования, обеспечивает проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере села в целях осуществления анализа ситуации, обобщения и распространения опыта регионов и эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый приказ Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 27.06.2011 года N 88 соответствующим требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, либо влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.