Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Игошевой О.И., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Бурдюк И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мизенко Л.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Лесозаводскому городскому округу Приморского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе истицы
на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 15 мая 2012 года, которым в иске отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения истицы Мизенко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мизенко Л.А. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что 19.12.2011 г. решением ГУ - УПФ РФ по Лесозаводскому городскому округу ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее на дату обращения требуемого количества специального стажа. В специальный трудовой стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - участие в забастовках; с 29.08.2001 г. по 08.12.2011 г. - работа в должности преподавателя (по совместительству - заместитель директора по воспитательной работе) Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей " .... С данным решением она не согласилась, обосновав тем, что, получив специальность преподавателя, она с 20.08.1984 г. работала в средней школе ... в должности преподавателя изобразительного искусства. В то время действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому учителями и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет назначается досрочная пенсия, если не менее 2/3 из 25-летнего стажа приходится на педагогическую работу, т.е. 16 лет 8 мес. С 29.08.2001 г. по настоящее время она работает преподавателем изобразительного искусства в Детской художественной школе. Пенсионным фондом применено ограничение, предусмотренное п. 4 Положения от 17.12.1959 г. N1397, когда время педагогической работы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Истица просила обязать ответчика включить период работы с 29.08.2001г. по 08.12.2011г. в специальный стаж работы, возложив на ответчика обязанность произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в территориальный орган Пенсионного фонда, то есть с 08.12.2011 г., т.к. необходимая продолжительность специального стажа с учетом указанного периода у нее имеется.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования.
Представитель ответчика с иском не согласился и пояснил, что на дату обращения (8.12.2011 г.) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости у Мизенко Л.А. отсутствовало требуемое количество специального стажа. Из специального стажа исключен спорный период с 29.08.2001 г. по 08.12.2011 г. - работа в должности преподавателя (по совместительству - заместитель директора по воспитательной работе) Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей " ... При этом общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 16 лет 09 месяцев 27 дней (требуется не менее 25 лет).
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась истица, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно трудовой книжке истица была принята преподавателем в детскую художественную школу "адрес" в порядке перевода при увольнении с 28.08.2001 г. из ... средней школы с должности учителя изобразительного искусства.
Разрешая спор по существу и отказывая во включении в специальный стаж спорного периода работы истицы с 29.08.2001 г. по 08.12.2011 г. в должности преподавателя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей " ... суд правильно сослался на несоблюдение одного из условий предусмотренного п. 12 Правил, отсутствие у истицы на дату 01 января 2001 года специального стажа работы истицы с учетом исключенных периодов 16 лет 8 месяцев, указав, что имеется стаж 16 лет 01 месяц 29 дней.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для включения спорного периода в должности преподавателя в детской художественной школе в специальный трудовой стаж истицы.
Довод апелляционной жалобы, указывающий на то, что педагогическую деятельность необходимо засчитать в стаж согласно Письму Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. N МЗ -637 " О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 N 2-П" в котором указано, что подсчет стажа для определения права на трудовую пенсию может определяться и по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по ранее действовавшим нормам, является несостоятельным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Как следует из материалов дела, истица поступила на должность преподавателя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей " ..." после введения в действие Постановления правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что обжалуемым решением были нарушены права истицы.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, выводы соответствуют материалам дела, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 15 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.