Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Павлуцкой С.В., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Бурдюк И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г.Дальнереченск к ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" о признании действий незаконными и запрете совершения определенных действий
по апелляционной жалобе ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" и представлению Дальнереченского межрайонного прокурора
на заочное решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 16 апреля 2012 года, которым постановлено: запретить ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" производить начисление и взимание платы за холодное водоснабжение абонентам, проживающим в квартирах, оборудованных введенными в эксплуатацию индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, многоквартирные дома которых не оборудованы коллективными приборами учета холодного водоснабжения, по нормативам потребления, то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения. Обязать ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" принимать у абонентов, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, и до оборудования многоквартирных домов коллективными приборами учета холодного водоснабжения производить расчеты с абонентами - гражданами за поставленную коммунальную услугу холодного водоснабжения на основании показаний индивидуальных приборов холодного водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав пояснения представителя прокуратуры ПК - Карасевой О.В., представителя ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" - Онищенко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора Садовая А.А. обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г.Дальнереченск к ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" о признании действий незаконными и запрете совершения определенных действий.
В судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Соц М.А. предъявляет требования к ответчику: признать незаконными действия ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение", выразившееся в начислении и взимании платы за холодное водоснабжение абонентам, проживающим в квартирах, оборудованных введенными в эксплуатацию индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, многоквартирные дома которых не оборудованы коллективными приборами учета холодного водоснабжения, по нормативам потребления, то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения; обязать принимать у абонентов, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, показания индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения и до оборудования многоквартирных домов коллективными приборами учета холодного водоснабжения производить расчеты с абонентами - гражданами за поставленную коммунальную услугу холодного водоснабжения на основании показаний индивидуальных приборов холодного водоснабжения.
В обоснование своих доводов пояснила, что в феврале 2012 года ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" на подъездах многоквартирных домов г.Дальнереченск, не оборудованных коллективными приборами учета холодного водоснабжения, разместило объявления, из содержания которых следует, что с 01.04.2012 года начисление платы за водоснабжение потребителям будет производиться по нормативам потребления, без учета показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, обосновав планируемые действия нормами п.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которого до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако планируемые действия являются незаконными ввиду того, что нормы ч.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ применяются к правоотношениям, связанным с организацией энергосбережения и энергетической эффективности, в совокупности с иными нормами Федерального закона. Согласно ч. 5 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемых воды, электрической энергии. Кроме этого неисполнение собственниками многоквартирных домов обязанности по оснащению в установленный ч.5 ст. 13 Федерального закона срок, то есть до 01.07.2012 года, многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов установлены ч.12 ст.13 Федерального закона - ресурсоснабжающие организации до 01.07.2013г. обязаны самостоятельно совершить действия по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а собственники помещений многоквартирного дома обязаны оплатить расходы по установке приборов учета. Неоснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета коммунальных ресурсов до указанного времени не может быть поставлено в вину жителям многоквартирных домов и, соответственно, при наличии у граждан индивидуальных приборов учета не может являться основанием для применения при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы нормативов потребления. Начисление с 01.04.2012 года жителям многоквартирных домов, не оборудованных коллективными приборами учета холодного водоснабжения, но имеющим индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения, платы за услугу водоснабжения по нормативам потребления является незаконным.
Ответчик ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение", им подана апелляционная жалоба. Дальнереченским межрайонным прокурором подано апелляционное представление.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.
Как установлено судом первой инстанции, в феврале 2012 года ООО "Дальнереченское сетевое водоснабжение" на подъездах многоквартирных домов г.Дальнереченск, не оборудованных коллективными приборами учета холодного водоснабжения, разместило объявления, из содержания которых следует, что с 01.04.2012 года начисление платы за водоснабжение потребителям будет производиться по нормативам потребления, без учета показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 2006 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с пунктом 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Настоящих Правил (ч. 2 п. 7).
Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванных Правил следует, что при установке индивидуальных приборов учета у ответчика возникла обязанность по принятию их на учет и начислению платы по их показаниям.
Разрешая спор, суд, оценив представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований, поскольку действия ответчика о намерении взимать плату за водоснабжение без учета индивидуальных приборов учета при применении нормативов являются незаконными.
Требования прокурора, действующего в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на положениях абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
С учетом изложенного выводы суда об удовлетворении требований прокурора являются правильными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.