Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобы начальника Государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России Чебан Н. и Гереева Мухумы на постановление судьи Северо-Курильского районного суда от 13 марта 2012 года, которым в отношении Г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
31 января 2012 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России Кузнецовым Е.А. в отношении должностного лица - капитана судна "данные изъяты" Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
27 февраля 2012 года по результатам проведенного административного расследования старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России Кузнецовым Е.А. в отношении Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы дела направлены в суд.
Постановлением судьи Северо-Курильского районного суда от 13 марта 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г. прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.
На постановление судьи начальником Государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России Чебан Н. принесена жалоба, в которой он просит об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку оно привело к существенному нарушению порядка осуществления государственного контроля добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации биоресурсов.
Также на постановление судьи подана жалоба Г., в которой он просит об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что требования части 5 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне", нарушение которой ему вменяется, предусматривает обязательное участие должностного лица органа охраны при выгрузке водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, тогда как он руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 183, регламентирующим выгрузку водных биологических ресурсов в порту.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав защитника Г. - Кардаш Е.В. и представителя Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны Федеральной службы безопасности России" Кривоногову О.Т., поддержавших жалобы по изложенным в них основаниям, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 27 по 29 января 2012 года рыбопромысловое судно "данные изъяты", принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты", под управлением капитана Г., осуществляло промысел донно-пищевых видов рыб (минтай, камбала, навага, бычок) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской промысловых зон и 29 января 2012 года осуществило выгрузку добытых водных биоресурсов в морском терминале Северо-Курильск на береговое рыбоперерабатывающее предприятие общества.
В вину Г. вменяется то, что он, являясь капитаном судна "данные изъяты", осуществляя управление и общее руководство вверенным ему судном, допустил нарушение пунктов 7.8, 9.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 06 июля 2011 года N 671 (далее - Правила рыболовства), выразившееся в подаче судовых суточных донесений о рыболовной деятельности судна за 27-29 января 2012 года с искажением показателей по вылову камбалы (заявлено 70000 кг, фактически сдано 67700 кг), сокрытии от учета в промысловом журнале и судовых суточных донесениях вылова 900 кг бычка-сырца (заявлено 6 500 кг, сдано 7 400 кг), нарушение пункта 5 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", выразившееся в том, что 29 января 2012 года произвел выгрузку с судна водных биоресурсов в морском терминале Северо-Курильск без присутствия государственного инспектора Государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России.
Согласно пункту 9.3 Правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова.
Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции (за исключением серого морского ежа), находящейся на борту, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловом журнале, технологическом журнале и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов.
Руководствуясь указанной нормой Правил рыболовства, из которой следует, что подсчет 5 процентов должен производиться от общего веса выловленных водных биологических ресурсов, а не от их разновидностей, проанализировав сведения промыслового журнала, поданных судовых суточных донесений, размер предварительно заявленного капитаном судна веса водных биологических ресурсов (94 500 кг) и вес фактически сданного улова (90850 кг), судья пришел к правильному выводу о допустимом отклонении в пределах 5 процентов сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов.
В этой связи, в отклонении показателей по вылову камбалы и бычка в действиях капитана судна "данные изъяты" Г. судьей правомерно не установлено нарушений правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства.
Вместе в тем, при рассмотрении дела, судья пришел к выводу о нарушении Г. части 5 статьи 12.4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", поскольку выгрузка водных биологических ресурсов с судна "данные изъяты" в морском терминале Северо-Курильск была осуществлена без присутствия инспекторов государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которых капитан судна Г. либо судовладелец о времени и месте выгрузки не известили. Посчитав указанное правонарушение малозначительным, судья прекратил производство по делу.
Однако с указанным выводом согласиться нельзя.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 12.4, статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N191) лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лицаоргана охраны.
Частью 1 статьи 35 названного Закона охрану исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов, охрану окружающей среды, в том числе морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
К таким органам отнесены Федеральная пограничная служба Российской Федерации ( Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года N950 "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере"), Федеральная служба безопасности Российской Федерации ( Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона N191 координация использования сил органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в пределах его компетенции.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 26 сентября 2005 года N569 в соответствии с подпунктом 9 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации утверждено Положение о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов (далее - Положение).
Пунктом 1.2 Положения определено, что государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями Федеральной службы безопасности России, территориальными органами безопасности, пограничными органами в пределах полномочий, определенных положениями (уставами) о соответствующих подразделениях, органах (далее - органы государственного контроля). Пограничная служба Федеральной службы безопасности России является головным подразделением Федеральной службы безопасности России по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
В силу пункта 1.3 Положения основными объектами государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов являются российские и иностранные физические и юридические лица, осуществляющие, в том числе выгрузку в российских портах морских биологических ресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года N184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (далее - Постановление N) утвержден специальный порядок осуществления государственного контроля в морских портах при доставке в них уловов водных биоресурсов, в том числе добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - Порядок).
Данным порядком определены особенности оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов в морские порты в целях координации деятельности портовых властей, органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и ветеринарного контроля, уполномоченных осуществлять оформление захода (выхода) судов в морские порты, а также государственный контроль в морских портах в отношении захода (выхода) судов и ввоза (вывоза) продукции морского промысла.
Названным Порядком предусмотрено, что в отношении судов и продукции морского промысла в морских портах может осуществляться портовый, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и ветеринарный контроль. Осуществление иных видов государственного контроля в отношении судов и продукции морского промысла в морских портах не допускается (пункт 1). Порядком установлено ограничение по времени ожидания оформления и осуществления государственного контроля (пункты 8 и 11).
Постановлением N 184 предусмотрен уведомительный порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морской порт, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и выборочный государственный контроль в отношении этих судов, который осуществляется комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов, работа комиссии координируется представителем пограничного органа (пункт 2).
Во исполнение данного Порядка 28 января 2012 года представителем судовладельца - общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в администрацию морского порта подана соответствующая заявка с указанием времени и цели захода в порт судна "данные изъяты" с уловом водных биологических ресурсов на борту.
Как следует из материалов дела, государственный контроль в порту, одним из объектов которого является контроль за выгрузкой водных биоресурсов, в морском терминале Северо-Курильск при оформлении судна "данные изъяты" и ввоза им водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, осуществлялся комиссией с участием должностного лица органа охраны - старшего пограничного наряда поста пограничного контроля "Северо-Курильск".
Таким образом, нарушений требований части 5 статьи 12.4 Федерального закона N 191 не допущено, в связи с чем отсутствует само событие административного правонарушения.
Отсутствие при осуществлении государственного контроля сотрудников государственной морской инспекции пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации не может влечь ответственность капитана судна, поскольку действующим законодательством на судовладельца (уполномоченное им лицо) не возложена обязанность непосредственно уведомлять о времени захода судна в морской порт государственную морскую инспекцию, являющуюся структурным подразделением пограничной службы. Присутствие должностного лица этого подразделения органа охраны при выгрузке водных биоресурсов в морском порту должно обеспечиваться государственным органом охраны в рамках взаимодействия его структурных подразделений и координации их деятельности.
Указанный вывод согласуется с положениями Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском грузопассажирском многостороннем постоянном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Северо-Курильск, утвержденной на заседании координационного совета (протокол от 15 декабря 2010 года N20/4).
В соответствии с Технологической схемой координатором работы комиссии государственных контрольных органов в морском терминале Северо-Курильск является старший пограничного наряда поста пограничного контроля "Северо-Курильск". При оформлении рыбопромысловых и перевозящих рыбопродукцию судов в состав пограничного наряда включается представитель государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России (пункт 1.19).
Согласно имеющемуся в деле акту от 29 января 2012 года, составленному старшим пограничного наряда поста пограничного контроля "Северо-Курильск", сотрудник Северо-Курильской районной инспекции государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России к началу оформления судна "Пик Фусса" не прибыл.
При таких данных, постановление судьи Северо-Курильского районного суда подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Северо-Курильского районного суда от 13 марта 2012 года изменить в части основания прекращения производства по делу: производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.