Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу П. на решение судьи Поронайского городского суда от 24 февраля 2012 года по делу о привлечении ее к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Поронайского района по пожарному надзору Машкина А.Л. N 201 от 14 декабря 2011 года директор общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" П. привлечена к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Данное постановление П. обжаловала в суд.
Решением судьи Поронайского городского суда от 24 февраля 2012 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.
На указанное решение судьи П. принесена жалоба, в которой содержится просьба об его отмене, поскольку общежитие, где установлены нарушения норм пожарной безопасности, передано обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты" во временное управление до получения результатов конкурсного отбора управляющих компаний, следовательно, оно не является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности в общежитии. Ссылается на то, что после получения предписаний контролирующего органа об устранении нарушений норм пожарной безопасности неоднократно обращалась к администрации Поронайского района, как к собственнику общежития, о выделении денежных средств для устранения нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела, территориальным отделением Государственного пожарного надзора Поронайского района управления Государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области 11 августа 2011 года в здании общежития, расположенном по адресу: "адрес", проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности.
По результатам проверки 11 августа 2011 года главным государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору Сухотиным И.Е. в адрес общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" вынесено предписание N 50 о нарушении требований пожарной безопасности.
12-14 декабря 2011 года главным государственным инспектором Поронайского района по пожарному надзору Машкиным А.Л. проведена проверка выполнения мероприятий предписания N 50 от 11 августа 2011 года в указанном здании общежития, по результатам которой 14 декабря 2011 года в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" П. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу N 209 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в общежитии выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), а именно: не обеспечено своевременное выполнение предписания N 50 от 11 августа 2011 года (ППБ 01-03 п.10); не выполнено согласно ГОСТ Р 12.2 143-2202 схематичный план эвакуации на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 16); отсутствуют знаки пожарной безопасности согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001 (ППБ 01-03 п.51); не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения (ППБ 01-03 п.36); обслуживающий персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте (ППБ 01-03 п.129); здание общежития не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного оборудования или лестницей навесной спасательной) из расчета одно устройство на каждые 30 человек, находящиеся на этаже (ППБ 01-03 п.129); сняты предусмотренные проектом двери в межэтажных коридорах и на лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара (ППБ 01-03 п.40).
Согласно протоколу N 210 по части 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в общежитии выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Свод правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности" N 10.13130.2009, а именно: не приведены в исправное состояние для обеспечения, требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения, сети внутреннего противопожарного водопровода (п.89 ППБ 01-03); пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода не укомплектован рукавами и стволами. Пожарный рукав не присоединен к крану и стволу (п.91 ППБ 01-03); не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки, с предоставлением акта (п.57 ППБ 01-03; п.1.8.34, п.1.8.37, п. 1.8.5 ПУЭ, п.2.12.17 ПТЭЭП); здание не доукомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.108 прил.3, п.8 ППБ 01-03); пожарные шкафы внутреннего пожарного водопровода не выполнены согласно ГОСТ Р 51844 (п. 91 ППБ 01-03, п. 3.8 СП 10.13130.2009).
Согласно протоколу N 211 по части 4 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в общежитии выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (НПБ 104-03), Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), а именно общежитие не оборудовано системой оповещения и управления эвакуации людей третьего типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 табл.1,табл.2 п.18); общежитие не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 табл.1 п. 6.1).
Вместе с тем в процессе рассмотрения жалобы судьей Поронайского городского суда было установлено, что в отношении общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в 2011 году было вынесено четыре предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в общежитии, расположенном в "адрес".
В процессе рассмотрения жалобы установлено, что приведенные нарушения (за исключением не обеспечения своевременного выполнения предписания N 50 от 11 августа 2011 года) были выявлены 4 февраля 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) постановление по делу об административном правонарушении, за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, рассматриваемому органом или должностным лицом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, срок давности привлечения П. к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент составления протоколов об административных правонарушениях истек, что свидетельствует о наличии оснований для прекращения производства по делу по указанному основанию, что судья не учел.
При этом вмененное в вину П. невыполнение предписания N 50 от 11 августа 2011 года не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а Кодекс предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), по части 1 статьи 19.5 названного Кодекса.
Однако, оснований для переквалификации действий П. в указанной части не имеется, ввиду того, что статья 20.4 и статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют разные родовые объекты посягательства.
Таким образом, решение судьи Поронайского городского суда от 24 февраля 2011 года и постановление главного государственного инспектора Поронайского района по пожарному надзору N 201 от 14 декабря 2011 года о привлечении П. к административной ответственности нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с прекращением производства по делу в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Поронайского городского суда от 24 февраля 2012 года и постановление главного государственного инспектора Поронайского района по пожарному надзору N 201 от 14 декабря 2011 года отменить.
Производство по делу о привлечении П. к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.