Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу А. и его защитника Фоломкина В.П. на постановление судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года по делу о привлечении А. к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
УСТАНОВИЛ:
28 сентября 2011 года в 07 часов 05 минут сахалинского времени в координатах 45о45? северной широты и 143о13? восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации вертолетом Ми-8 Федеральной службы безопасности России визуально обнаружено рыболовное судно, которое было идентифицировано как "данные изъяты" без флага принадлежности. На неоднократные запросы на 16 канале УКВ судно не отвечало. После предупредительной стрельбы судно было остановлено, на борт высадилась досмотровая группа и капитану дана команда следовать в порт Корсаков, где в этот же день в 20 часов 10 минут оно было досмотрено и опознано как судно "данные изъяты", флаг Российская Федерации, порт приписки Корсаков, судовладелец - общество с ограниченной ответственностью "Буревестник", капитан А. При осмотре судна на его борту обнаружен серый морской еж в живом виде общим весом 1118,8 кг в 32 пластиковых корзинах, со слов капитана, перегруженный 27 сентября 2011 года около 19 часов сахалинского времени с борта неустановленного судна в районе южнее мыса Острый на удалении 4 кабельтовых от берега. Документы на находящиеся на борту судна биоресурсы отсутствовали.
По данному факту 28 сентября 2011 года старшим государственным инспектором по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Анива-Корсаковской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России в отношении А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования по нему.
По результатам административного расследования 28 ноября 2011 года старшим государственным инспектором по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Корсаковской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России в отношении А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении в вину капитану судна "данные изъяты" А. вменены нарушения статьи 19, 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - ФЗ N166), пунктов 7.1,7.2,7.4,7.5,7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 года N671, приказа Федерального агентства по рыболовству от 14 июля 2008 года N50 "Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды", выразившиеся в том, что 27 и 28 сентября 2011 года А., управляя судном, не оснащенным функционирующим техническим средством контроля, в отсутствие на борту судна сертифицированного оборудования для взвешивания принимаемого на борт улова биоресурсов, документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность: промыслового журнала, приемо-сдаточных документов, журнала подачи судовых суточных донесений, не направляя в контролирующие рыбный промысел органы судовые суточные донесения, осуществил прибрежное и промышленное рыболовство в части приемки, хранения и транспортировки в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации морского ежа в живом виде общим весом 1118,8 кг.
Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере "данные изъяты" (однократного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения).
На постановление судьи А. и его защитником Фоломкиным В.П. принесена жалоба, в которой они просят об его отмене и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы ее авторы указывают, что А. не являлся работником судовладельца, а управлял судном на основании доверенности, в связи с чем не может нести ответственность как должностное лицо. Считают, что прибрежное и промышленное рыболовство является предпринимательской деятельностью, которую А. не осуществлял, поэтому привлечение его к ответственности необоснованно.
Проверив материалы дела, выслушав А. и его защитника Фоломкина В.П., поддержавших жалобу, представителей Федерального государственного казенного учреждения "Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации" Лисичкину И.А. и Даич И.А., возразивших против ее удовлетворения, заключение помощника военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона Прохорова О.И. о законности и обоснованности принятого судьей постановления, обсудив доводы жалобы и дополнительные доводы защитника, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Как следует из материалов дела, А., управляя судном "данные изъяты", 27 сентября 2011 года около 19 часов сахалинского времени в территориальном море Российской Федерации с неустановленного судна принял на борт судна улов - серого морского ежа в живом виде в размере 1118,8 кг, транспортировал его в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации до момента принудительной остановки судна 28 сентября 2011 года в 08 часов 15 минут.
Согласно пунктам 9, 10, 10.1 статьи 1 Федерального закона N166 рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.
Поскольку прибрежное и промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками только добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судья пришел к обоснованному выводу о том, что приемка и транспортировка судном "данные изъяты" под управлением капитана А. водных биологических ресурсов в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации свидетельствует об осуществлении им прибрежного и промышленного рыболовства.
Согласно статье 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования.
Таким образом, осуществляя приемку и транспортировку водных биологических ресурсов, как самостоятельные элементы прибрежного и промышленного рыболовства, в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лицо, осуществляющее эти виды рыболовства, обязано соблюдать правила рыболовства.
В соответствии с пунктами 7.1,7.2,7.4,7.5,7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 года N671, регламентирующих деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, пользователи обеспечивают выполнение требований по оснащению судов техническими средствами контроля (ТСК) на российских и иностранных судах и их исправной работе; обязаны иметь на судах сертифицированное оборудование для взвешивания улова с наличием сертификата; иметь на борту судов в исправном состоянии ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна, вести документацию, отражающую ежедневную деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов: промысловый журнал, приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов; капитан судна обязан ежедневно подавать в установленном порядке судебные суточные донесения о рыболовной деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается А., на судне "данные изъяты" отсутствовало сертифицированное оборудование для взвешивания принимаемого на борт улова биоресурсов, промысловый журнал, приемо-сдаточные документы, журнал подачи судовых суточных донесений, судовые суточные донесения в контролирующие рыбный промысел органы капитаном не направлялись, на судне не функционировало ТСК, обеспечивающее передачу информации о местоположении судна.
При таких данных, в действиях капитана А., обладающего в силу статей 61 и 71 Кодекса торгового мореплавания организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями на судне и являющегося должностным лицом судовладельца, судья правомерно усмотрел нарушения вышеуказанных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обоснованно квалифицировав его действия по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, к административной ответственности по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях А. привлечен обоснованно.
Наказание ему определено с учетом установленных по делу обстоятельств и в пределах санкции вменяемой статьи.
Указание в жалобе на отсутствие оснований для привлечения А. к ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что самостоятельной деятельностью по извлечению прибыли, то есть промышленным рыболовством, он не занимался, является несостоятельным, поскольку А. действовал не от своего имени, а от имени общества с ограниченной ответственностью "Буревестник", осуществляющего предпринимательскую деятельность, и в связи с этим несет ответственность в качестве должностного лица.
Отсутствие оформленного в письменном виде трудового договора либо приказа о его приеме на работу не влечет освобождение А. от ответственности как должностного лица, поскольку как следует из материалов дела он приступил к работе в должности капитана по устной договоренности с руководителем общества, а потому в силу статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации является работником данного общества.
Ссылку защитника на то, что А. необоснованно вменено отсутствие на судне функционирующего ТСК, обязательного только для самоходных судов с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн, тогда как судно "данные изъяты" является маломерным, неимеющим таких технических характеристик, нельзя признать состоятельным.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N166 промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн.
Из приведенной нормы закона следует, что технические средства контроля устанавливаются не только на самоходные суда с вышеуказанными техническими характеристиками. В силу закона обязательным условием, позволяющим осуществлять промышленное рыболовство, куда входит приемка и транспортировка водных биоресурсов, является использование только таких судов, которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную передачу информации о местоположении судна.
Ранее, в 2010 году судно "данные изъяты" под руководством капитана А. согласно разрешений осуществляло прибрежное рыболовство в части добычи морского гребешка, краба колючего и техническое средством контроля на судне имелось.
Поскольку судно "данные изъяты" в 2011 году осуществляло промышленное рыболовство в виде приема и транспортировки водных биологических ресурсов, пользователь, независимо от технических характеристик судна, обязан был обеспечить выполнение требований по исправной работе технического средства контроля и передаче информации о местоположении судна.
Иные доводы защитника также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, выводов суда не порочат и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу А. и его защитника Фоломкина В.П. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.