Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Симаковой М.Е., Сенотрусовой И.В.,
при секретаре Дорогой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" на решение Советско-Гаванского городского суда от 28 декабря 2011 года по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Быковой М. Н. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" о признании незаконным прекращение предоставления мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика Таран Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах Быковой М.Н. обратился в суд с иском к КГУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району", в котором просил обязать ответчика возобновить предоставление Быковой М.Н. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на проезд на транспорте. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Быкова М.Н., как специалист муниципального учреждения здравоохранения и гражданин пожилого возраста, получала льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставленную ей Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, и льготу на оплату проезда на транспорте в соответствии со ст. 1 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением КГУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" с ДД.ММ.ГГГГ Быковой М.Н. ежемесячная денежная выплата на проезд (далее - ЕДВ) в размере "данные изъяты" прекращена. Считая, что данным решением нарушается право Быковой М.Н. на гарантированное государством оказание гражданам мер социальной поддержки, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Решением Советско-Гаванского городского суда от 28 декабря 2011 года иск Советско-Гаванского городского прокурора был удовлетворен, решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату проезда на транспорте Быковой М.Н. признано незаконным, на краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" возложена обязанность возобновить предоставление мер социальной поддержки на оплату проезда на транспорте Быковой М. Н. с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Порядок обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции установлен положениями главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 09 декабря 2010 года N 353-Ф3 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, которые вступили в законную силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
На основании статьи 2 указанного закона, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действующим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Кассационная жалоба ответчика подана в суд 25 января 2012 года, поэтому указанная жалоба рассматривается в апелляционном порядке по правилам главы 39 ГПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела Быкова М.Н.. ДД.ММ.ГГГГ является "данные изъяты" и одновременно специалистом учреждения здравоохранения, проживающим в рабочем поселке, в связи с чем, ей предоставлялись меры социальной поддержки, установленные Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных слуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)" и Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
С ДД.ММ.ГГГГ предоставление Быковой М.Н. мер социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные краевой целевой программой "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан" на основании п.3 ст.3 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", прекращено.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Конституции РФ, Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом представленных доказательств, пришел к выводу о том, что Быкова М.Н., как гражданин пожилого возраста и специалист муниципального учреждения здравоохранения, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда в общественном транспорте, поскольку прав на аналогичную меру социальной поддержки, по иным основаниям, истец не имеет.
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и постановил решение, основанное на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
В соответствии с абз.1 ст.3 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 " О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан" меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные краевой целевой программой "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан", предоставляются гражданам пожилого возраста, за исключением граждан, имеющих право на получение аналогичных мер социальной поддержки по другим основаниям.
Законом Хабаровского края от 24.11.2010 N 52 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2011 год", предусмотрено, что гражданам пожилого возраста ( лица пожилого возраста - женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), являющимся получателями трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению или ежемесячного пожизненного содержания, не имеющим льготы на проезд по другим основаниям, предоставляются меры социальной поддержки по проезду на транспорте общего пользования в виде выплаты в размере 100 рублей.
Законом Хабаровского края от 25.11.2009 года N 286 "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)" не предусмотрена такая мера социальной поддержки как региональная денежная выплата на проезд.
Ограничения, установленные статьей 8 закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей" касаются возможности предоставления одной меры социальной защиты или поддержки в случае, если право на одну и ту же меру социальной поддержки или защиты установлено различными нормативным правовыми актами либо по разным основаниям.
Вместе с тем, льгота по оплате проезда и льгота по компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках, являются разными мерами социальной поддержки.
Каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в Законе Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 не содержится.
Поскольку доводы жалобы ответчика не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, судебная коллегия находит решение в данной части не подлежащим отмене.
Вместе с тем, разрешая вопрос о судебных расходах, суд первой инстанции взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден.
Судебная коллегия, находит данный вывод суда не основанным на положениях действующего законодательства.
Так, в силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району", являясь государственным органом субъекта Российской Федерации, выступая в судах общей юрисдикции в качестве истца или ответчика, от уплаты государственной пошлины освобождено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, в той части, в которой с КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб., находит решение подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советско-Гаванского городского суда от 28 декабря 2011 года по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Быковой М. Н. к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" о признании незаконным прекращение предоставления мер социальной поддержки, в части взыскания с Краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району в бюджет Советско-Гаванского муниципального района государственной пошлины в размере 400 рублей -отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи И.В. Сенотрусова
М.Е. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.