Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Медведева В.В.
судей Порохового С.П., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Вальдес С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2012 года гражданское дело по иску Клецкина Ю. Д. к Федеральному государственному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о возложении обязанности поставить на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и внести в реестр военнослужащих, принятых на указанный учет, по апелляционной жалобе Клецкина Ю.Д. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 7 июня 2012 года
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя истца Клецкина Ю.Д. - Самохина Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клецкин Ю.Д. обратился в суд с иском к ФГУ Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о возложении обязанности поставить на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и внести в реестр военнослужащих, принятых на указанный учет,. В обоснование иска указал, что проходил службу в ВС РФ, приказом командующего войсками ДВО от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира в/ч 67695 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части, при выслуге лет в календарном исчислении 26 лет. В период военной службы в ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен жильем в п.ЦЭС Верхнебуреинского района. Перед увольнением подал рапорт о постановке на очередь для получения жилья в г.Хабаровске. в ДД.ММ.ГГГГ в этом ему было отказано, поскольку он не является нуждающимся в жилье на условиях социального найма т.к. обеспечен жильем в п. Чегдомын. С данным решение не согласен, полагает, что имеет право на получение жилья по избранному месту жительства.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 7 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Клецкину Ю.Д. отказано, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт обеспеченности истца на момент увольнения и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Клецкин Ю.Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что получение им жилья по договору социального найма в период службы, не лишает его права на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства. Т.е законодательство РФ не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГУ "Востокрегионжилье", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела не явился, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, приказом командующего войсками ДВО от ДД.ММ.ГГГГ N уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира войсковой части 67695 от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава части.
Выслуга лет на в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет: 26 лет 11 месяцев 1 день.
В период прохождения военной службы по месту службы в ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен жилым помещением в "адрес", муниципальной двухкомнатной благоустроенной квартирой жилой площадью 29 кв.м., предоставленной на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N, где постоянно проживает составом семьи 3 человека (с супругой и сыном) до настоящего времени.
На жилищном учете в войсковой части Клецкин Ю.Д. не состоял.
Перед увольнением ДД.ММ.ГГГГ Клецкин Ю.Д. подал командиру войсковой части рапорт о постановке его на очередь для получения жилого помещения составом семьи 3 человека в г.Хабаровске, на котором командиром части 67695 была оформлено ходатайство на имя начальника Биробиджанской КЭЧ о постановке истца на очередь для получения жилья в г.Хабаровске.
ДД.ММ.ГГГГ Клецкин Ю.Д. командиру войсковой части подал рапорт в котором указал, что не согласен с увольнением со службы, поскольку на момент увольнения обеспечен служебной квартирой по "адрес" общей площадью 39,8 кв.м., однако имеет право на получение жилья по избранному месту жительства - в г.Хабаровске, о чем им в ДД.ММ.ГГГГ в КЭЧ г.Биробиджана был направлен соответствующий пакет документов. (л.д.12)
Кроме того просьбу об обеспечении жильем в г.Хабаровске Клецкин Ю.Д выразил и в листе беседы с должностными лицами войсковой части (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ начальником Биробиджанской КЭЧ Клецкину Ю.Д. дан ответ, где разъяснен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному после увольнения месту жительства, в соответствии в списках очередности на получение жилого помещения по избранному жительства он должен состоять по месту прохождения военной службы в войсковой части N67695.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение Клецкина Д.Ю. по данному вопросу к ответчику - ФГУ "Востокрегионжилье", начальником ФГУ дан ответ, в соответствии с которым оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ не имеется, поскольку до настоящего времени порядок учета военнослужащих, обеспеченных по месту прохождения службы постоянным жилым помещением по нормам жилищного законодательства и в соответствии со ст.15 Федерального закона 76-ФЗ имеющих право на получение жилья по избранному месту жительства не определен.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что на момент увольнения с военной службы истец был обеспечен жилым помещением по установленным нормам на состав его семьи для постоянного проживания по договору социального найма, а следовательно положения, а следовательно положения Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, предусматривающее обязанность предоставления жилого помещения военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, на него не распространяются и обязанности ответчика поставить истца на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и внести его в реестр военнослужащих, принятых на указанный учет, не порождают.
С приведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 ст.15 этого же Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий на ряду с другими основаниями является: наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках (подпункт "г"), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (подпункт "и").
Таким образом, проживание военнослужащего в закрытом военном городке, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимися в жилом помещении.
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, как, и военнослужащий, проживающий в закрытом военном городке, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Данная правовая позиция была отражена и в Определении Конституционного Суда РФ N 783-О-О от 28 мая 2009 года. а также в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 года. Тогда как Постановление
Ссылки суда первой инстанции на Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, являются несостоятельными, поскольку данным постановлением урегулированы вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, второй из указанных выше категорий военнослужащих заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения либо проживающие в закрытых военных городках вне зависимости от даты заключения контракта и подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями. Тогда как истец, имея календарную выслугу более 26 лет и заключивший контракт до 1998 года имел право на получение жилого помещения по договору социального найма (по месту службы) уже после пяти лет прохождения им военной службы, т.е. уже в период прохождения военной службы, и уволенный со службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, и не может быть лишен права получить жилое помещения по избранному им месту постоянного жительства при условии сдачи занимаемого жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Отсутствие подзаконного механизма реализации такого права не может быть расценено как обстоятельство, препятствующее гражданину воспользоваться таким правом.
Учитывая, что истцом право на приватизацию занимаемого жилого помещения реализовано не было, еще до увольнения со службы он выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением с военной службы, вывод суда о том, что получение им жилого помещения по месту службы по договору социального найма является выражением фактического согласия истца на постоянное проживание в данном жилье и лишает его права на очередное получение жилья по избранному месту жительства, не может быть признан правильным, а решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных им требований законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежат отмене на основании п.4 ст. 330 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно на основании имеющихся доказательств, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение об удовлетворении заявленных Клецкиным Ю.Д. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Клецкина Ю.Д. удовлетворить.
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 7 июня 2012 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Клецкина Ю. Д. удовлетворить.
Признать Клецкина Ю. Д. нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства - в г. Хабаровске, обязать ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" поставить Клецкина Ю. Д. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - г.Хабаровск, составом семьи 3 человека и внести его в реестр военнослужащих, принятых на указный учет.
Председательствующий Медведев В.В.
Судьи Пороховой С.П.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.