Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: И.И. Хуснутдиновой,
судей: Е.А. Бузыновской, С.И. Дорожко,
при секретаре: Л.А. Горюновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренюк А. М. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании права на получение единовременной денежной выплаты и возложении обязанности выдать уведомление о праве на получение единовременной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе представителя истца Лебедевой А.Ю. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.07.2012 г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя истца по доверенности Лебедевой А.Ю., представителей ответчиков по доверенности Маевской О.Б., Шуйской Т.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лавренюк А.М. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края выдать ей уведомление о праве на получение единовременной денежной выплаты в размере, определенном исходя из общей пощади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленной Министерством регионального развития РФ на дату выдачи уведомления.
В обоснование иска указала, что она относится к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма, ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство ЖКХ Хабаровского края с письменным заявлением о получении единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на строительство или приобретение жилого помещения в связи с принятием ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, документы о получении ЕДВ были направлены в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, где ей было отказано в получении ЕДВ. Отказ считает незаконным. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилья путем предоставления ЕДВ в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а не в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.07.2012 г. в удовлетворении исковых требований Лавренюк А.М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца Лавренюк А.М. по доверенности Лебедева А.Ю. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, так как Лавренюк А.М. имеет право на получение жилья путем предоставления ЕДВ в соответствии с ФЗ "О ветеранах", истцом требования о предоставлении единовременной денежной выплаты во внеочередном порядке, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов" не заявлялись.
Проверив материалы дела, выслушав объяснении представителя истца по доверенности Лебедевой А.Ю., настаивающей на удовлетворении апелляционной жалобы и пояснившей, что истец инвалидом не является, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по доверенности Шуйской Т.С., настаивающей на оставлении решения суда без изменения и подтвердившей принятие Лавренюк А.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и нахождение ее в очереди для ветеранов ВОВ, объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края по доверенности Маевской О.Б., настаивающей на оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Лавренюк А.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей (удостоверение N серии N от ДД.ММ.ГГГГ) и в данном качестве, как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору социального найма.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края известило Лавренюк А.М. о том, что она как бывший несовершеннолетний узник концлагерей значится под N в краевом реестре ветеранов Великой Отечественной войны по г. Хабаровску на получение жилого помещения государственного жилищного фонда края.
ДД.ММ.ГГГГ Лавренюк А.М. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, документы с заявлением Лавренюк А.М. были направлены в министерство социальной защиты населения Хабаровского края, которым ДД.ММ.ГГГГ документы Лавренюк А.М. возвращены без исполнения в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края со ссылкой на разъяснения министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что у бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей отсутствует право на обеспечение жильем в рамках реализации Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец по сути ставит перед судом вопрос о понуждении ответчика во внеочередном порядке предоставить ей единовременную денежную выплату, что приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке, что такая категория лиц, как несовершеннолетний узник концлагеря не поименована в статье 2 ФЗ "О ветеранах", а Положение о порядке предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19.05.2010 г. N 130-пр носит исключительно персонифицированный характер, то есть рассчитано на определенную категорию лиц, его действие не распространяется на Лавренюк А.М.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В силу п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Исходя из положений подпунктов "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (в ред. от 22.08.2004 г.) "О ветеранах", согласно подпункта 3 пункта 1 данной статьи участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Подпунктом 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 29.06.2009 г.) установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в том числе, для участников Великой Отечественной войны, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с пунктом 3.1. (введен ФЗ N 327 от 21.12.2009 г.) ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" - по письменным заявлениям указанных в п.п.2 п. 3 ст. 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 4 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 (введен ФЗ N 230 от 18.10.2007г.) ст. 23.2. ФЗ "О ветеранах" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14,15, 17-19 и 21 ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 6 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 (в ред. ФЗ N 327 от 21.12.2009) ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.05.2010 г. N 130-пр:
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства края наделено полномочиями по принятию документов для постановки на учет от нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах"; по принятию от указанных граждан заявлений о предоставлении им единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на строительство или приобретение жилья; по направлению указанных заявлений в пятидневный срок в Министерство социальной защиты населения края и др.;
- Министерство социальной защиты населения края наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на указанные цели; по направлению гражданам уведомлений о праве на получение ЕДВ с указанием ее размера; по подготовке и принятию распоряжений о предоставлении гражданам ЕДВ; по перечислению ЕДВ на банковский счет продавца жилья и др.
Этим же Постановлением Правительства Хабаровского края утверждено Положение о порядке предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий (в редакции постановлений Правительства края от 13.09.2010 г. N 255-пр, от 19.01.2011 N 13-пр), согласно п.п. 2.1, 2.2. и 2.3 Положения граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, или их законные представители для получения единовременной денежной выплаты обращаются с письменным заявлением в министерство жилищно-коммунального хозяйства края, которое не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявления направляет его копию с приложением копии распоряжения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и копию документа, удостоверяющего личность гражданина, в министерство социальной защиты населения края, которое не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанных документов направляет гражданину или его законному представителю уведомление о праве на получение единовременной денежной выплаты.
Суд первой инстанции не учел, что Лавренюк А.М., являясь несовершеннолетним узником концлагерей, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, и в силу пп. 3 п. 1 ст. 15, пп. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", п.п. "б" п. 1.3. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края N 130-пр от 19.05.2010 г. как, принятая Министерством ЖКХ Хабаровского края на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе, путем предоставления ЕДВ. Ранее указанное право Лавренюк А.М. не использовала.
При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем и, в том числе путем предоставления ЕДВ.
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что Лавренюк А.М. просит предоставить ей единовременную денежную выплату во внеочередном порядке, поскольку таких требований она не заявляла, просила признать за ней право на данную выплату и в подтверждение права выдать уведомление на получение этой выплаты в установленном вышеуказанным Положением порядке.
Из содержания п. 2.5 Положения следует, что уведомление является гарантией перечисления в установленном порядке и в установленном размере единовременной денежной выплаты, и что гражданин вправе повторно обратится с заявлением о получении единовременной денежной выплаты в случае, если он не реализовал свое право в течение трех месяцев с момента выдачи уведомления или отказался от ее получения в указанный срок.
То есть, признание права истца на получение ЕДВ и соответствующего уведомления, предусмотренного п. 2.5. Положения, не означает признание права истца на внеочередной порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку основанием для предоставления единовременной денежной выплаты в соответствии с п. 2.7. Положения является принятие министерством социальной защиты населения края соответствующего распоряжения с учетом существующей очереди участников Великой Отечественной войны, к категории которой в силу действующего законодательства по мерам социальной поддержки приравнена истец, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.
Кроме того, внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, так как данный Указ был издан для завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, то есть для единовременного применения к определенной категории лиц без ее расширительного толкования в рамках ФЗ "О ветеранах".
О чем дал разъяснение Верховный Суд РФ в определении от 24.02.2012 г. по делу N 33-В11-13, согласно которого не имелось правовых оснований для признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г.
Тогда как, категории лиц, имеющие право на получение мер социальной поддержки, в том числе, на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в рамках Федерального закона "О ветеранах" в рассматриваемом случае имеют расширительное толкование и к таким лицам - участникам Великой Отечественной войны с предоставленным им объемом мер социальной поддержки, с учетом положений подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпунктов "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2, п. 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", пункта 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.
Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в суде апелляционной инстанции о том, что право на обеспечение жильем и ЕДВ имеют граждане, вставшие на учет до 01.01.2005 г. и истец данного права не имеет как вставшая на учет в 2012 г. судебная коллегия отклоняет, поскольку из содержания ст. ст. 14, 15, 23.2 ФЗ "О ветеранах" и п. 11.1. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края N 130-пр от 19.05.2010 г. следует, что условие о постановке на учет нуждающихся в жилье до 01.01.2005 г. применяется в отношении инвалидов и ветеранов боевых действий, перечисленных в подпункте 3 пункта 3 ст. 23.2. ФЗ "О ветеранах".
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что выводы суда первой инстанции и принятое решение основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права, выразившемся в неверном истолковании действующего законодательства, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении в полном объеме исковых требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, об отказе в удовлетворении иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, а апелляционную жалобу - признает обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03.07.2012 г.- отменить, удовлетворив апелляционную жалобу представителя истца Лебедевой А.Ю., и принять по делу новое решение, которым:
- Исковые требования Лавренюк А. М. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, - удовлетворить полностью.
- Признать за Лавренюк А. М. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;
- Обязать Министерство социальной защиты населения Хабаровского края направить Лавренюк А. М. уведомление о праве на получение единовременной денежной выплаты в размере, определенном исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату выдачи уведомления о праве на получение единовременной денежной выплаты.
- В удовлетворении исковых требований Лавренюк А. М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.И. Хуснутдинова
Судьи: Е.А. Бузыновская
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.