Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Матакаевой С.К.
судей Дубовцевой А.Н., Гречкина О.А.
при секретаре Лафишевой Ж.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 5 марта 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шарак А.М. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения представителя ГУ ОПФР по КЧР Айбазовой З.У., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Шарак А.М. и его представителя Айбазовой Р.Ш., полагавших, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарак А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее ГУ ОПФР по КЧР) в Усть-Джегутинском районе, в котором просил обязать ответчика включить в льготный стаж период его работы с 30 ноября 1976 года по 1 марта 2006 года в ЗАО "Усть-Джегутинский гипсовый комбинат им. Джанибекова" в должности водителя Краз - 256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения в ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе.
В обоснование иска Шарак А.М. указал, что в период с ноября 1976 года по март 2006 года он работал в Усть-Джегутинском гипсовом комбинате в качестве водителя Краз - 256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Указанная работа предусмотрена Списком N 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N10, и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
После достижения возраста 55 лет в октябре 2011 года Шарак А.М. обратился в ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе для назначения ему досрочной трудовой пенсии в связи с наличием у него необходимого льготного стажа. 28 октября 2011 года ответчиком было направлено письмо, в котором сообщалось об отсутствии у Шарака А.М. права на досрочное назначение пенсии в связи с тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие его занятость на работе с вредными условиями труда.
Определением суда от 9 февраля 2012 года с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением Усть-Джегутинского районного суда от 5 марта 2012 года исковые требования Шарака А.М. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике были удовлетворены - за Шараком А.М. признано право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Судом постановлено обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период его работы на Усть-Джегутинском гипсовом комбинате (гипсовом карьере) в качестве водителя автомобиля Краз - 256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, с 30.11.1976 года по 01.03.2006 года и обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике назначить Шараку А.М. пенсию по старости на льготных условиях с даты первичного обращения с 11 октября 2011 года.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ОПФР по КЧР просил решение суда отменить по тем основаниям, что судом первой инстанции существенно нарушены нормы материального права - требования Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", предусматривающего назначение пенсии на льготных условиях при определенных условиях. Также судом первой инстанции необоснованно в качестве доказательств характера работы приняты свидетельские показания. Кроме того, суд обязал назначить истцу пенсию с даты первичного обращения с 11 октября 2011 года, однако истец с надлежаще оформленным заявлением о назначении пенсии не обращался, обращался только за консультацией.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение Усть-Джегутинского районного суда от 5 марта 2012 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Право на пенсию по возрасту на льготных условиях устанавливается тем работникам, чьи профессии и должности предусмотрены Списком N 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10
Разделом 1 "Горные работы" вышеуказанного Списка N 2 водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (код 2010100а-11442) признаются работниками с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Из материалов дела усматривается, что Шарак А.М., 21 июля 1956 года рождения, с 30 ноября 1976 года по 1 марта 2006 года работал на Усть-Джегутинском гипсовом заводе водителем автомобиля Краз - 256. Указанный период работы подтвержден записями в трудовой книжке (л.д. 9-12).
Согласно представленной истцом уточняющей справке N 46 от 11 ноября 2011 года, выданной ЗАО "Усть-Джегутинский гипсовый комбинат имени Р.А. Джанибекова" (правопреемником Усть-Джегутинского гипсового завода), Шарак А.М. работал в качестве водителя автомобиля Краз-256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, с 30 ноября 1976 года по 1 марта 2006 года, на указанных работах был занят полный рабочий день (л.д.19).
Также в материалах дела имеется справка N 47 от 11 ноября 2011 года ЗАО "Усть-Джегутинский гипсовый комбинат имени Р.А. Джанибекова", из которой видно, что Шарак А.М. с 30 ноября 1976 года по 1 марта 2006 года работал водителем автомобиля Краз-256, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе (л.д. 18).
В сохранившихся 19 путевых листах, оформленных в 1980-1988 гг. на имя Шарака А.М., указаны маршруты "карьер - дробилка", количество рейсов от 20 до 27, время работы с 8 до 17 часов (л.д. 33-51). В табелях учета рабочего времени Шарак А.М. числился по участку "гипсовый карьер" (л.д. 52-65).
Согласно имеющейся в деле справке гипсовый карьер - Жако-Красногорское месторождение гипса - является структурным подразделением ЗАО "Усть-Джегутинский гипсовый комбинат им. Р.А. Джанибекова" (правопреемника Усть-Джегутинского гипсового завода) (л.д. 104).
Как видно из Техно-рабочего проекта разработки Жако- Красногорского месторождения гипса Усть-Джегутинского гипсового завода, составленного в 1973 году, отработка месторождения производится открытым способом - карьером (л.д. 167), транспортировка полезного ископаемого из карьера до приемного бункера ДСФ (дробильно-сортировочной фабрики) производится автосамосвалами Краз - 256 Б (л.д. 182), потребное количество автосамосвалов на добыче на ДСФ и вскрыше - 4 (л.д. 197-199). Площадь горного отвода Жако-Красногорского месторождения составляет 67,128 га. (л.д. 211-212).
11 октября 2011 года Шарак А.М. обратился в Управление ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе за назначением пенсии, письмом N 2316 от 28 октября 2011 года истцу было сообщено об отсутствии у него права на пенсию по возрасту на льготных условиях (л.д. 14-15).
Удовлетворяя заявленные Шараком А.М. требования о признании права на назначение пенсии на льготных условиях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца специального стажа, подтвержденного в установленном порядке.
Так, в соответствии с п.1 ст.13 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. N 16/19ПА установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п.1 перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
При этом законодатель не установил, что стаж на соответствующих видах работ должен быть подтвержден конкретными документами определенной формы.
Следовательно, в подтверждение указанного стажа могут быть приняты любые документы, содержащие сведения о занятости работника на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно справкам N 46 и N 47 от 11 ноября 2011 года, представленным истцом в распоряжение суда, в период с 30 ноября 1976 года по 1 марта 2006 года истец работал в качестве водителя автомобиля Краз-256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, с полным рабочим днем. Справки выданы на основании книг приказов, лицевых счетов, путевых листов, нарядов на заработную плату.
Ставить под сомнение указанные доказательства оснований не имеется, поскольку справки выданы администрацией предприятия - правопреемника бывшего работодателя истца, в справках указаны основания ее выдачи, справки подписаны руководителем предприятия и заверены печатью.
Кроме того, факт работы истца в указанный период в качестве водителя автомобиля Краз-256, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, подтвержден и другими доказательствами - путевыми листами, табелями учета рабочего времени, техно-рабочим проектом разработки Жако-Красногорского месторождения гипса, планами горного отвода.
Добытые по делу доказательства дают основания считать, что работа истца в указанный период подпадает под признаки работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренными приведенным списком.
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода апелляционной жалобы ГУ ОПФР по КЧР об отсутствии допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца.
Также несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ответчика назначить пенсию с даты первичного обращения с 11 октября 2011 года, поскольку Шарак А.М. не обращался 11 октября 2011 года в ГУ ОПФР по КЧР с заявлением о назначении пенсии, а подал заявление с просьбой подсчитать его льготный стаж.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Шарак А.М. обратился в ГУ ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе 11 октября 2011 года, что подтверждается копией его заявления (л.д. 241) и ответом пенсионного фонда на указанное заявление (л.д. 14-15). Тот факт, что заявление Шарака А.М. не соответствует установленной форме, правового значения не имеет, поскольку указанное заявление было написано после консультации со специалистами ГУ ОПФР по КЧР, которые в силу приведенной выше нормы пенсионного законодательства обязаны были разъяснить, какие документы необходимы для назначения пенсии.
Убедительным является довод апелляционной жалобы о недопустимости свидетельских показаний при установлении характера работы, поскольку пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) "О трудовых пенсиях в РФ" содержит запрет на подтверждение характера работы показаниями свидетелей. Однако данный довод не является основанием для отмены судебного решения, так как характер работы истца помимо свидетельских показаний подтвержден иными письменными доказательствами.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с постановленным решением, как соответствующим нормами действующего материального законодательства, представленным сторонами доказательствам и установленным по делу обстоятельствам, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 5 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.