Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре Джабраиловой З.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца по делу на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 22 мая 2012 года, которым постановлено:
"В иске Ахмедова Б.Х. к Главному Управлению МЧС России по РД и РФ и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий о признании за ним право на получение государственного жилищного сертификата и о возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения Ахмедова Б.Х., просившего решение суда отменить и его требования удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов Б.Х. обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по РД и РФ и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий о признании за ним право на получение государственного жилищного сертификата и о возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат указывая, что общий стаж работы в органах МЧС составляет 28 лет. Уволился из органов МЧС по достижению предельного возраста пребывания на службе в 2009 году.
"дата" обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" и о выдаче ему жилищного сертификата.
Однако, ответчик уведомлением от "дата" отказал в выдаче жилищного сертификата, сославшись на то, что он в соответствии с требованиями ЖК РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., принят на учет на получение служебного жилья, в связи с чем он не имеет права участвовать в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты".
Данный отказ считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Из представленных им документов усматривается, что общий стаж службы в МЧС составляет 28 лет. Он постоянно работал на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Из представленных им документов и справок, усматривается, что ни он, ни члены его семьи не получали жилье за счет средств федерального бюджета, жильем они не обеспечены и проживают на съемной квартире.
Согласно справки его семья состоит из 5 человек.
Из представленных им справок и выписок, из протоколов заседания ЖБК МЧС РФ по РД усматривается, что он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата" года, что подтверждает факт его принятия на учет до вступления в силу ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года.
Считает, что в соответствии с абз. 4 пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище " на 2011-2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства РФ oт 21 марта 2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы" его семья относится к тем, кто имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец по делу просит отменить решение суда по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального права.
Так, суд, фактически в решении признавая за ним право на жилищный сертификат, указывает, что им не представлены доказательства предъявления всех необходимых документов для включения в Список сотрудников МЧС для получения государственного жилищного сертификата.
Этот вывод является несостоятельным и незаконным.
Так, он представил суду рапорт, на котором имеется резолюция руководителя ГУ МЧС, который с приложенными к нему документами он сдал на личном приеме.
После чего его рапорт с документами должны были быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции.
Однако, отсутствие указанного журнала и его уничтожение в связи с истечением срока хранения, а также их не признание представителем ответчика не могут считаться доказательствами, опровергающими его обращение по данному вопросу.
Более того, "дата" он повторно обращался к ответчику с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы, о возврате указанных документов ему стало известно лишь в ходе настоящего судебного разбирательства.
Из представленных им справок и выписок из протоколов заседания ЖБК МЧС РФ по РД, протоколов от "дата", "дата" усматривается, что он включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата" года, то есть задолго до 1 марта 2005 года.
Изложенное подтверждает наличие у него права на получение жилищного сертификата.
Проверив материалы дела, обсудив объяснения истца и письменные возражения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что истец с "дата" года работал на различных должностях в пожарной службе МВД по РД, а затем МЧС России по РД.
Приказом по Главному Управлению МЧС России по РД от "дата" истец уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по достижению предельного возраста.
"дата" он обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", получив отказ от работодателя, обратился с настоящим иском.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлен "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153.
В соответствии с п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 названных Правил, подают соответственно в воинские части, организации учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявления (рапорт) об участии в подпрограмме.
Судом исследовано учетное дело истца и установлено, что согласно заявлению истца и протокола жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД от "дата" истец принят на учет для предоставления служебного жилья.
Довод истца о том, что он включен в список нуждающихся в жилье с "дата" года и что он еще "дата" году обращался в МЧС России по РД на постановку на учет как нуждающийся в жилье, судом первой инстанции тщательно исследован и мотивированно опровергнут.
Истцом представлены ксерокопии протокола о его постановке на учет для улучшения жилищных условий от "дата" жилищно - бытовой комиссией Сулейман - Стальского РОВД, и выписки из протокола "дата" о его постановке на учет для улучшения жилищных условий жилищно - бытовой комиссией Сулейман - Стальского района.
Однако эти ксерокопии надлежащим образом не заверены, более того истцом не представлены доказательства о представлении этих протоколов в Главное управление МЧС России по РД.
Надлежащих доказательств принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, когда, кем, под каким номером он был принят на учет суду не представлены.
Довод истца о том, что он представил суду ксерокопию рапорта от "дата" с резолюцией руководителя ведомства, в котором он просит МЧС по РД включить его в списки очередников для получения жилищного сертификата, нельзя признать состоятельным, поскольку ксерокопия никем не заверена, подлинника нет, сам рапорт не содержит сведения о его приеме и регистрации.
Согласно приказу от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно- спасательных служб и поисково - спасательных формирований" на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России с 1 октября 2011 года возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно - спасательных служб и поисково - спасительных формирований", с 18 ноября 2011 ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России преобразовано в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан, согласно акту приема передачи учетных (жилищных) дел военнослужащих и сотрудников ФПС Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных, условий) от 29 сентября 2011 года, были переданы учетные дела сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Северо-Кавказский региональный центр, а затем в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Согласно письменных возражений представителя указанного учреждения Ж.М. Ивановской (л.д.88) учетное дело на гр. Ахмедова Б.Х. не передавалось.
По вопросу об обеспечении постоянным жилым помещением или государственным жилищным сертификатом Ахмедов Б.Х. в Северо-Кавказский филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не обращался.
Кроме того, довод истца о том, что он работал в различных должностях с "дата" года в пожарной службе МВД и был включен список нуждающихся в улучшении жилищных условий с "дата" года, допустимыми доказательствами не подтверждается.
Учетные дела сотрудников, признанных нуждающимися в жилых помещениях в структурах МВД РД, к коим относилась и пожарная служба, официально передавались в МЧС России на основании совместного приказа МЧС России и МВД России N 44/84 от 31 января 2002 года "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы", учетное дело на Ахмедова Б.Х. и тогда не передавалось.
Согласно ФЗ N 122 ФЗ от 22 августа 2004 года, вступившего в силу с 01 января 2005 года, ст. 8 федерального закона 69 ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу, таким образом, сотрудники ФПС утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке и обеспечиваются постоянными жилыми помещениями на общих основаниях согласно ст. 52 ЖК РФ, по которой правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обладают органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Вступившим в силу с 01 марта 2005 года Жилищным Кодексом РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Закон, предусматривающий принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти - МЧС РФ, до настоящего времени отсутствует.
При таких обстоятельствах законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников федеральной противопожарной службы, у МЧС РФ не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Ахмедов Б.Х. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно установленного порядка, он был принят на получение служебного жилого помещения протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД "адрес" от "дата".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х.Устаева
М.К.Абдуллаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.