Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Орловой А.И.,
судей Коренева А.С.
Киселевой С.Н.
при секретаре Патрушевой М.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании 28.08.2012 года гражданское дело
по иску прокурора Пышминского района Свердловской области к МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", МУП Пышминского городского округа "Управляющая компания Служба заказчика", МУП Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр" о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры
по апелляционной жалобе ответчика Муниципального казенного учреждения Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги" на решение Пышминского районного суда Свердловской области от 13.06.2012,
заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., пояснения прокурора Даниловой А.В., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пышминского района Свердловской области обратился в суд с исковым заявлением к МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", МУП Пышминского городского округа "Управляющая компания "Служба заказчика", МУП Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр" о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры: МУП ПГО "Управляющая компания Служба заказчика", МУП ПГО "Расчетно-кассовый центр", МКУ ПГО "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", расположенным по адресу: ..., возложении на ответчиков обязанности солидарно выполнить работы по устройству пандуса у входной двери здания и обязать каждого из ответчиков оборудовать входные двери устройством для вызова представителей (работников) указанных организаций для оказания помощи инвалидам, имеющим трудности в передвижении, по адресу: ... в течение ... месяцев с момента вынесения судом решения. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки прокуратурой Пышминского района по факту исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры было установлено, что МКУ ПГО Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", МУП ПГО Пышминского городского округа "Управляющая компания Служба заказчика", МУП ПГО Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр" расположены в здании по адресу: ..., при входе в которое отсутствует пандус для выезда инвалидов в креслах-каталках, в также входные двери не оборудованы устройством для вызова представителей (работников) указанных организаций с целью оказания помощи инвалидам, испытывающим трудности в передвижении, в связи с чем ответчиками нарушаются требования законодательства "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Санитарных норм и правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов к указанным объектам социальной инфраструктуры.
В судебное заседание ответчики не явились. В письменном заявлении в адрес суда исковые требования прокурора Пышминского района Свердловской области признали в полном объеме (л.д. ...).
Решением Пышминского районного суда Свердловской области от ( / / ) исковые требования прокурора Пышминского района Свердловской области удовлетворены. На ответчиков МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", МУП Пышминского городского округа "Управляющая компания Служба заказчика", МУП Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр" возложена обязанность в течение ... с момента вынесения решения оборудовать входные двери здания, расположенного по адресу: ..., ... устройством для вызова представителей (работников) указанных организаций для оказания помощи инвалидам, имеющим трудности в передвижении; а также обязанность солидарно, в течение ... месяцев с момента вынесения решения, оборудовать крыльцо здания, расположенного по адресу: ..., ..., пандусом и перилами для подъема инвалидов (в том числе пользующихся креслами-колясками).
С постановленным решением не согласился ответчик МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права; полагает, что спорный объект недвижимости закреплен за ним на праве оперативного управления и является собственностью муниципального образования Администрация Пышминского городского округа, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по проведению реконструкции здания.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что здание, расположенное по адресу: ..., ..., в котором размещены МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", МУП Пышминского городского округа "Управляющая компания Служба заказчика", МУП Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр", находится частично в хозяйственном ведении МУП Пышминского городского округа "Управляющая компания Служба заказчика", МУП Пышминского городского округа "Расчетно-кассовый центр", частично в оперативном управлении МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", принадлежит на праве собственности Администрации Пышминского городского округа и является одним из объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1999 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Разрешая исковые требования Прокурора Пышминского района Свердловской области, проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в здании по адресу: ..., ..., размещены объекты социальной инфраструктуры, вход к которым не оборудован кнопкой вызова или пандусом, чем грубо нарушаются требования ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, предусматривающих соответствующее обустройство санитарно-гигиенических помещений в общественных зданиях и наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов.
Доводы ответчика МКУ Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги" о том, что за ним не закреплена обязанность по проведению реконструкции здания путем установки пандуса для инвалидов и других маломобильных групп в связи с отсутствием строки расходов на ее проведение, не могут быть признаны обоснованными в связи с тем, что недостаток или отсутствие финансовых средств не могут служить основанием для освобождения ответчика от социального обязательства в отношении инвалидов.
Кроме того, согласно п. ... договора N ... от ( / / ) о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенного между Администрацией Пышминского городского округа и Муниципальным казенным учреждением Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги", именно на Учреждении лежит обязанность содержать имущество в полной исправности, своевременно проводить капитальный и текущий ремонт, в том числе за счет средств, выделенных на эти цели Администрацией, а также за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности и иных дополнительных источников.
Судебная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что ответчик воспользовался предоставленным ему законом правом признания иска прокурора Пышминского района Свердловской области, направив в адрес суда первой инстанции письменное заявление, подписанное директором МКУ ПГО "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги" ... указав, что последствия признания иска и принятия его судом ответчику понятны, признание данного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствиями признания иска ответчиком является решение суда об удовлетворении заявленных истцом требований (ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд правильно определил характер спорного правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика Муниципального казенного учреждения Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пышминского районного суда Свердловской области от 13.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Муниципального казенного учреждения Пышминского городского округа "Центр компенсаций и субсидий за жилищно-коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Председательствующий: А.И.Орлова
Судьи: А.С.Коренев
С.Н.Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.