Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалёвой Т.И.,
судей Ишенина Д.С.,
Седых Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Капличной И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11.09.2012 гражданское дело по иску Костровской Н.П. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области о включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 10.07.2012.
Заслушав доклад судьи Ишенина Д.С., пояснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
вышеуказанным решением суд постановил Костровской Н.П. засчитать в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 18.11.1991 по 27.12.1991 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ( / / ) центральной городской больницы - курсы повышения квалификации; с 05.04.1993 по 10.05.1994 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ( / / ); с 02.12.2002 по 15.05.2012 - в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи ( / / ).
На ответчика возложена обязанность назначить Костровской Н.П. трудовую пенсию по старости с ( / / ).
Не согласившись с названным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой указал на незаконность и необоснованность судебного постановления, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции истец возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что работа Костровской Н.П. в спорный период в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи ( / / ) подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку действующими нормативными актами установлено тождество должности истца наименованию должности "фельдшер". Отсутствие в Списках должности "фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи" не может свидетельствовать о том, что данная должность не соответствует Спискам, так как истец в спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности "фельдшер выездной бригады" и "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Данным приказом также утверждены положения по указанным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности. Таким образом, оснований для установления тождественности должностей у суда не имелось, поскольку таковыми они не являются.
Согласно Положению о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100, в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению.
При рассмотрении спора по существу истцом факт исполнения обязанностей, отличных от обусловленных должностной инструкцией, доказан не был. Случаи оказания истцом экстренной медицинской помощи гражданам, обратившимся непосредственно в отделение скорой медицинской помощи, не могут свидетельствовать о том, что она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня, как того требует в том числе п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
С учетом изложенного отсутствуют правовые основания для зачета в стаж работы истца, который давал бы ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи ( / / ) с 02.12.2002 по 15.05.2012 (09 лет 05 месяцев 14 дней).
Без учета вышеуказанного периода работы истца по состоянию на ( / / ) специальный стаж истца составит менее 30 лет.
Таким образом, поскольку Костровская Н.П. не имеет необходимого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, отсутствуют основания для признания за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и ее назначении, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 10.07.2012 отменить, принять новое решение, которым исковые требования Костровской Н.П. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ирбиту и Ирбитскому району Свердловской области о включении в стаж период работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Седых Е.Г.,
Ишенин Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.