Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Гельфенштейна В.П., Душнюк Н.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 июня 2012 г. по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд с иском к администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале N (..) выделе (..) (..) участкового лесничества расположена несанкционированная свалка. Ответчиком не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки. Просит обязать администрацию Эссойльского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Пряжинского национального муниципального района, общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз".
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Эссойльского сельского поселения в срок не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Эссойльского сельского поселения, в выделе (..) квартала (..) участкового лесничества.
С решением суда не согласно третье лицо - администрация Пряжинского национального муниципального района РК, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь в решении на ряд законодательных норм, в соответствии с которыми организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, суд не учел, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления поселения обязанности по обеспечению чистоты, защите от захламления, загрязнения всей территории своего поселения, а возлагает обязанность по организации сбора и вывоза отходов. Органами местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района предприняты все необходимые меры по исполнению возложенного на нее законом полномочия, доказательства этому представлены в материалы дела. В нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ судом первой инстанции в мотивировочной части решения ни одному из представленных доказательств не дана правовая оценка, не указаны доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства. Также администрация Пряжинского национального муниципального района в возражениях на исковое заявление обращала внимание суда на то, что по настоящему гражданскому делу именно Министерству по природопользованию и экологии РК необходимо провести мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель лесного фонда, поскольку оно, в силу закона, является лицом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника. В обоснование своей позиции администрация Пряжинского национального муниципального района ссылалась на положения ст.ст. 51, 55, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 13 Земельного кодекса РФ, однако судом не дана правовая оценка указанным доводам третьего лица.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство по природопользованию и экологии РК полагает, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица - администрации Пряжинского национального муниципального района РК Гришкина А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Ореханов А.И. поддержал апелляционную жалобу третьего лица, пояснив, что в бюджете администрации Эссойльского сельского поселения отсутствуют денежные средства, необходимые для исполнения решения суда.
Представитель истца Бочинский О.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ООО "Вега-Союз" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, (..) в ходе патрулирования (рейда) территории лесного фонда сотрудниками ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" в квартале (..) выделе (..) (..) участкового лесничества выявлена несанкционированная свалка бытового мусора. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным.
Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является территорией, арендуемой какими-либо третьими лицами.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.102003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со статьей 13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Согласно пп. 5, 7 п. 9. указанного Положения Министерство координирует в пределах своей компетенции деятельность органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций в установленных сферах деятельности. В области лесных отношений осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, в том числе организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Эссойльского сельского поселения, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения относится к ее ведению.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалки не может быть возложена на администрацию Эссойльского сельского поселения, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы жалобы о том, что органами местного самоуправления предприняты все необходимые меры по исполнению возложенного законом полномочия по организации сбора и вывоза отходов, поскольку указанные обстоятельства не опровергают установленного судом факта наличия несанкционированной свалки на территории Эссойльского сельского поселения.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 июня 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Пряжинского национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.