СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Смирновой Н.И., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании 06 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 30 мая 2012 года, которым
признан незаконным приказ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении услуг на ... год" директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк Югыд ва" в части установления входной платы на обустроенные рекреационные объекты (специально организованные туристические стоянки с размещением палаточного лагеря), расположенные на территории Национального парка "Югыд ва";
возложена обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк Югыд ва" исключить из перечня платных услуг, утвержденных приказом N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении услуг на ... год" директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" взимание платы за вход на обустроенные рекреационные объекты (на специально организованные (предусмотренные) туристические стоянки с размещением палаточного лагеря, расположенные на территории Национального парка "Югыд ва";
возложена обязанность на администрацию Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк Югыд ва" довести до сведения потребителей настоящее решение суда в 10-тидневный сок со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения информации в периодическом печатном издании и на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк Югыд ва" - ....
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., объяснения представителя ответчика ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" Вострикова Ю.А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (далее - ФГБУ "НП "Югыд ва") о признании незаконным приказа директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении услуг на ... год" в части установления входной платы на обустроенные рекреационные объекты незаконным, возложении обязанности исключить из перечня платных услуг взимание входной платы на обустроенные рекреационные объекты (на специально организованные (предусмотренные) туристические стоянки с размещением палаточного лагеря) и доведении решения суда до сведения потребителей.
В обоснование иска указал, что на основании оспариваемого приказа предусмотрено оказание платной услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря стоимостью ... рублей в день с человека. По мнению прокурора, взимание платы за остановку на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках действующим законодательством не предусмотрено и обусловливает возможность посещения территории национального парка только после ее внесения.
В судебном заседании прокурор г. Вуктыл заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУ "НП "Югыд ва" требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора не признал.
Представитель третьего лица общественной экологической организации "Комитет спасения Печоры" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором требования поддержал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Уставу и Положению ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Предметом деятельности Учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о национальном парке, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Пунктом 23 Устава предусмотрено, что для достижения поставленных целей Учреждение вправе осуществлять приносящие доход виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ и настоящему Уставу, к которым, в частности, отнесены реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек).
Судом установлено, что приказом директора ФГБУ "НП "Югыд ва" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении услуг на ... год", согласованного с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, определен Перечень платных услуг, предоставляемых Учреждением, и цены на платные услуги на ... год. В число услуг, оказываемых посетителям парка, включены услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря стоимостью ... рублей с человека в день.
Исходя из письма Национального парка, адресованного в Печорскую природоохранную межрайонную прокуратуру, от ДД.ММ.ГГГГ N, плата непосредственно за посещение Национального парка с граждан не взимается. Виды платных услуг установлены на основании положения о ФГБУ НП "Югыд ва", их стоимость рассчитана, исходя из калькуляции затрат на оказание этих услуг. На территории парка бесплатные стоянки для организации палаточных лагерей не предусмотрены. Парк оказывает услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря, которые оборудованы кострищем, навесом от дождя или беседкой, мусоросборником, спуском к воде, где это необходимо, в соответствии с имеющимися маршрутами.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что плата за нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря), является по сути, сбором за возможность посещения территории национального парка.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, основанным на верном толковании норм материального права с учетом фактических обстоятельств дела.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Статьей 15 Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением нескольких видов зон, в том числе рекреационный зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.
Часть 2 указанной статьи запрещает организацию массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организацию туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Законодатель, устанавливая обязанность туристов размещения стоянок в специально оборудованных местах, возлагает на администрации национальных парков обязанности по выполнению работ по рекреационному благоустройству территории для поддержания и обеспечения сохранности в естественном состоянии особо охраняемых природных комплексов.
При этом под рекреационным благоустройством согласно п. 4.5.8 "Методических рекомендаций по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках", утвержденных приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N, подразумевается оборудование на тропе мест отдыха, туалетов, мусоросборников, ограждений на опасных участках и т.д.
Действующим законодательством с учетом организационно-правовой формы Учреждения не запрещено самостоятельное получение национальным парком средств от просветительской, рекреационной и иной деятельности и распоряжение ими в установленном порядке на реализацию целей Учреждения.
Аналогичное положение закреплено в пункте 66 Положения о Национальном парке, согласно которому финансовое обеспечение деятельности Учреждения производится за счет средств федерального бюджета, а также за счет поступлений из внебюджетных и иных, не запрещенных источников, включая оказание рекреационных услуг (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек).
Согласно пояснениям к калькуляции в стоимость услуг туристических стоянок с размещением палаточного лагеря по маршрутам входят следующие виды затрат: оплата труда госинспекторов в свободное от основной работы время, расчет затрат на материальные запасы, расчет накладных затрат. В зарплате госинспектора учтены работы по регулярной уборке, утилизации и вывозу мусора, по заготовке дров, расчистке кустарников, скашиванию травы, установке аншлагов и указателей, ремонту строений, навесов, кострищ, скамеек, столов, туалетов, мусоросборников, настилов, мостков, спусков к воде. В материальные затраты включены материалы, необходимые для оборудования спусков к воде, мусоросборников, установки аншлагов, указателей, стендов (информационных материалов). Накладные расходы включают в себя содержание транспорта, амортизацию оборудования, стоимость горюче-смазочных материалов.
Исходя из паспортов экскурсионных маршрутов N, продолжительность прохождения маршрута составляет от 04 до 15 дней, от чего и зависит количество туристических стоянок. При этом оплата указанных услуг происходит при выдаче разрешения на посещение территории парка по строго определенному тарифу в размере ... рублей с человека в день без учета количества остановок туристов на различных маршрутах, что представляет собой скрытую форму входной платы за посещение и нахождение на рекреационных объектах.
Также при рассмотрении настоящего дела нашли подтверждение доводы о неполном благоустройстве рекреационной зоны, от чего зависит размер оплаты предоставляемых услуг, и, соответственно, приводит к его уменьшению.
При данных обстоятельствах имеются основания полагать, что взимание платы за услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря обусловливает возможность посещения территории национального парка, а также является входной платой на его территории.
Изложенное в своей совокупности подтверждает обоснованность выводов суда по существу заявленных требований и их соответствие нормам права. Решение суда подробно мотивировано, принято с учетом всех обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии взимания платы с посетителей за вход на территорию парка, как и входная плата на обустроенные рекреационные объекты опровергается типовыми бланками разрешений на посещение территории Национального парка с имеющейся графой о стоимости услуг. Как установлено судом, посещение территории ФГБУ "НП "Югыд ва" с туристическими целями возможно только при получении данных разрешений на платной основе.
Учитывая, что все разработанные туристические маршруты предполагают обязательное пользование оборудованными стоянками различной комфортности и содержания услуг в зависимости от маршрута, количества стоянок по каждому из них, взимание твердой платы ... рублей в день с посетителя парка независимо от данных условий фактически свидетельствует об установлении входной платы с посетителя парка.
Ссылка в апелляционной жалобе на проверку финансового органа деятельности Национального парка не могут повлиять на правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 30 мая 2012 года оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Югыд ва" - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.