Судья Верховного суда Республики Коми Сажин А.В.
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрев жалобу начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми СЗМТУ Росстандарт ...... на решение судьи Сыктывкарского городского суда от 27 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, в отношении управляющего Коми ..... Безматерных И.В., заслушав объяснения отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми СЗМТУ Росстандарт ......, защитника Кирушевой С.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми СЗМТУ Росстандарт от 25.04.2012 г. Безматерных И.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда производство по делу в отношении Безматерных И.В. прекращено по малозначительности, Безматерных И.В. объявлено устное замечание.
В жалобе начальника отдела государственного контроля и надзора в Республике Коми СЗМТУ Росстандарт ..... поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного акта. В обоснование жалобы ..... ссылается на то, что оснований для признания совершенного Безматерных И.В. правонарушения малозначительным у суда не имелось.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерения средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.
Признавая Безматерных И.В. виновным в совершении правонарушения, должностное лицо административного органа исходило из наличия в действиях Безматерных И.В. состава приведенного административного правонарушения, поскольку Безматерных И.В. допустил применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерения 29 единиц средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.
Прекращая производство по делу, судья Сыктывкарского городского суда также указал на наличие в действиях Безматерных И.В. состава административного правонарушения, вместе с тем посчитал, что такое нарушение является малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В обоснование малозначительности совершенного Безматерных И.В. правонарушения судья сослался на то, что правонарушение совершено не умышленно, не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан и обществу, а также на то, что Безматерных И.В. были предприняты меры, направленные на устранение нарушения в кратчайший срок.
При этом судьей не учтено, что изложенное в решении не являются обстоятельствами, характеризующими правонарушение как малозначительное, поскольку в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ должны учитываться при назначении наказания.
В тоже время, приведенное, не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, в силу следующего.
Из оспариваемого решения следует, что Безматерных И.В., являясь управляющим Коми ...... .....", в период с января 2012 года по 6 апреля 2012 года в отделении банка, расположенном по адресу: г. ..., ул... д..., допустил использование 29 единиц средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, в том числе электросчетчиков - 10 ед., трансформаторов тока - 12 ед., счетчиков учета тепла и воды - 7 ед.
Вместе с тем, ни должностное лицо административного органа, ни судья не учли, что состав правонарушения по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ образуется при нарушении законодательства об обеспечении единства измерений, а именно Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В части 3 статьи 1 указанного Федерального закона содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, при которых возникают отношения, связанные с выполнением измерений, регулируемых законом.
Органами Росстандарта указано, что использование неповереных приборов посягает на деятельность, подлежащую государственному регулированию, указанную в пункте 7 части 3 статьи 1 Федерального закона - осуществлении торговли и товарообменных операций.
Указанный довод полагаю не состоятельным.
Толкование статьи 1 Закона N 102-ФЗ позволяет прийти к выводу, что государственное регулирование осуществляется в отношении средств измерений, которые используются при осуществлении конкретной деятельности, соответствующей установленным целям.
Установленные неповереные средства измерений (водо- и теплосчетчики, электросчетчики, трансформаторы тока) не применяются банком в его деятельности.
Деятельность кредитной организации указана в статье 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", где отсутствует виды деятельности по приобретению коммунальных и энергетических ресурсов, по применению трансформаторов.
Доводы Росстандарта, что при использовании указанных средств измерений банк выступает как покупатель ресурсов и, следовательно, участвует в деятельности по торговле, неосновательны.
Согласно статьи 5 Закона "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной и торговой деятельностью.
Кроме того, нормы пункта 7 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ регулируют отношения по применению средств измерений в области деятельности, целями которой является торговля и товарообменные операции.
Кредитная организация не занимается данными видами деятельности.
Более того, ни должностным лицом административного органа, ни судьей не учтено, что целями Закона N 102-ФЗ, указанными в статье 1, являются: установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.
Использование средств измерений по подсчету коммунальных и энергетических ресурсов не может нарушать прав и законных интересов граждан, общества и государства, что влечет отсутствие нарушений законодательства "Об обеспечении единства измерений".
Учитывая изложенное нахожу, что в действиях Безматерных И.В. отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.19 ч. 1 КоАП РФ, в связи с чем решение суда подлежат изменению, в части основания прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда от 27 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, в отношении управляющего ..... Безматерных И.В. изменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Безматерных И.В. состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Коми А.В. Сажин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.