Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 06 августа 2012 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Смирновой Н.И., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 06 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Шилова С.А. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 04 мая 2012 года, по которому
Заявление начальника ИК-35 ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по Республике Коми удовлетворено.
В отношении освобождаемого из мест лишения свободы Шилова С.А., ... года рождения, уроженца г. ..., установлен административный надзор сроком на ...) лет, со следующими административными ограничениями: запрещение посещения мест проведения массовых развлекательных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 до 06 часов; запрещение выезда за пределы территории района в составе субъекта Российской Федерации, где зарегистрировано и проживает поднадзорное лицо; обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ИК-35 ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по Республике Коми обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Шилова С.А., указав, что он подлежит освобождению из мест лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступления.
В судебном заседании представитель исправительного учреждения требование заявления и доводы в его обоснование полностью поддержал.
Шилов С.А. в судебном заседании не согласился с заявлением об установлении в отношении него административного надзора.
Прокурор поддержал доводы заявления об установлении административного надзора.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шилов С.А. не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что оснований для установления в отношении него административного надзора не имелось, поскольку ФЗ N66 от 6.04.2011 г принят после вынесении обвинительного приговора, установление административного надзора ухудшает его положение, что противоречит Конституции РФ. Кроме того рассмотрение заявления об установлении административного надзора должно рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства, где участие стороны обвинения и адвоката не предусмотрено, тем не менее по делу участвовал прокурор, а дело рассмотрено судьей криминалистом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шилов С.А. приговором Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ Шилов С.А. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Этим же приговором суда в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, суд признал в действиях подсудимого опасный рецидив преступлений.
Конец срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ г.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2011 года.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (часть 1); в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2); в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Учитывая, что Шилов С.А., подлежащий освобождению из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд правомерно удовлетворил требование об установлении в отношении него административного надзора.
Срок административного надзора определен судом с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 5 ФЗ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, в соответствии с которыми административный надзор устанавливается в отношении лиц, перечисленных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и положений пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ, предусматривающих, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Довод жалобы о том, что в результате установления административного надзора ухудшилось положения Шилова С.А. следует признать необоснованным, поскольку административный надзор видом уголовного наказания не является, а представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом, для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Довод жалобы об отсутствии оснований для участия прокурора в ходе рассмотрения заявления, противоречит положениям глава 26.2 ГПК РФ, регламентирующие порядок производства по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В соответствии со ст. 261.1 ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора. Приведенная норма не конкретизирует судью и его специализацию при рассмотрении дела данной категории.
Обязательное участие защитница приведенная норма не предусматривает. Право на участие представителя Шилов С.А. мог реализовать в соответствии с положениями ст. 48 ГПК РФ, в соответствии с которыми граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. В определении от 13 апреля 2012 г о принятии заявления к производству Удорского районного суда содержится подробное разъяснения прав лиц, участвующих в деле, в том числе указано на право гражданина вести свои дела лично или через своего представителя. Указанное определение направлялось Шилову С.А., имел достаточное количество времени для заключения соответствующего договора с представителем в целях оказания квалифицированной помощи, однако своим правом не воспользовался.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны, при этом суд первой инстанции в полном объёме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права. Обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Удорского районного суда Республики Коми от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шилова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.