СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ошманкевич Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 июля 2012 года, по которому
обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Васильевой Э.Я. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Васильевой Э.Я., ее представителя Голоушкиной Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева Э.Я. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о взыскании за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере ... рублей. Указав в обоснование иска, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном жилом доме.
В судебном заседании Васильева Э.Я., ее представитель - Голоушкина Т.А. настаивали на реализации ответчиками права Васильевой Э.Я. путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию с иском не согласилась.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Установлено, что истица является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (удостоверение серии ... N), а также является вдовой участника Великой Отечественной Войны (справка Военного комиссариата г. Сыктывкара и Сыктывдинского района N от ДД.ММ.ГГГГ).
Васильева Э.Я. зарегистрирована по месту жительства и проживает в неблагоустроенном жилом доме по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности ее дочери - Голоушкиной Т.А. Площадь дома согласно справке БТИ составляет ... кв.м.
На праве собственности, социального найма Васильевой Э.Я. жилья не принадлежит.
Из отзыва на исковое заявление следует, что истица обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ N Васильевой Э.Я. отказано в постановке на учет.
Проанализировав положения Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008г., суд пришел к верному выводу о том, что приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Законом РК N 30-РЗ от 05.04.2005 закреплено право членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии со ст.2 названного Закона, указанные граждане на основании заявлений при соблюдении определенных законом условий подлежат постановке на соответствующий учет. При этом, какого-либо иного, чем установлено федеральным законодательством, порядка и оснований признания граждан нуждающимся закон не содержит.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Васильева Э.Я. является нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.3 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Несмотря на то, что заключением Межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: ... признан соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодным для постоянного проживания, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истица проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, так как на территории МО ГО "Сыктывкар" имеются централизованные инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, а дом, в котором проживает истица, имеет печное отопление, водоснабжение - уличная колонка, канализация - выгреб, на ДД.ММ.ГГГГ износ дома - ...%.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При установлении судом нуждаемости истца в улучшении жилищных условий доводы жалобы с указанием на несоблюдение установленной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 процедуры признания жилого помещения непригодным выводов суда по существу требований иска не опровергают.
Доводы жалобы о том, что истицей не представлено документов, подтверждающих ее право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", отмену решения не влекут, поскольку материалами дела подтверждается, что истица относится к категории граждан "вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны" и соответственно имеет право на указанные льготы.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, поскольку в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.