Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вершининой О.Ю., Федосеевой О.А.,
при секретаре Смыковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова С. Б. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24 мая 2012 года, которым исковые требования Петрова С. Б. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Петрова С.Б., представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области ФИО1 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров С.Б. с 13.07.2000 является получателем трудовой пенсии по старости.
02.04.2012 Петров С.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области) о перерасчете пенсии.
В обоснование требований указал, что с 01.08.2005 ему выплачивалась пенсия с учетом повышенного отношения заработков, с 01.08.2011 ему произведен перерасчет пенсии без учета повышенного отношения заработков, с данным перерасчетом он не согласен, поскольку работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеет право на установление пенсии с повышенным отношением заработков.
Просил суд признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области N... от 12.03.2012 незаконным. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработков с 01.08.2011.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 25.04.2012 ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области исключено из числа ответчиков, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Вологодской области).
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 18.05.2012 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области.
В судебном заседании истец Петров С.Б. и его представитель по устному ходатайству ФИО исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В представленных возражениях указал, что письмом от 12.03.2012 Петрову С.Б. дано разъяснение по поводу перерасчета пенсии с 01.08.2011, однако перерасчет пенсии произведен ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области, в связи с чем ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В возражениях на заявление указал, что в целях установления повышенного отношения заработков с учетом районного коэффициента истцом была представлена справка о заработной плате за период с 01.01.1978 по 31.12.1982 на Котласском ... заводе. Однако Котласский район Архангельской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (МКС) распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 1245-р только с 01.07.1993. Таким образом, учесть представленную Петровым С.Б. справку о среднемесячном заработке за период с 1978 по 1982 для применения повышенного отношения заработков правовых оснований не имеется, поскольку отсутствует заработок за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Петров С.Б. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности и вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из материалов дела следует, что с 1969 года по 1992 год истец осуществлял трудовую деятельность в Котласском районе Архангельской области.
Согласно справок ... ОАО " ..." и ОАО " ...", Петрову С.Б. в период его работы выплачивался районный коэффициент - 20% и северная надбавка - 50%.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 1245-р "О внесении дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера", в числе других Котласский район Архангельской области включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера с 01.07.1993.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что местонахождение организации, с которой истец состоял в трудовых отношениях до 01.07.2993 к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не относилось, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 N3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Сервера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона от 17.12.2001 при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года, то есть Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (Собрание Постановлений СССР, 1967, N 29, ст. 203; 1983, N 5, ст. 21; Собрание Постановлений Российской Федерации, 1992, N 1-2, ст. 5; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст. 230; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 338; 1993, N 29, ст. 2753; N 52, ст. 5059; 1994, N 13, ст. 985; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1640).
Согласно пункту 7 указанного выше разъяснения во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В период работы Петрова С.Б. на предприятиях Котласского района Архангельской области районный коэффициент устанавливался по отраслям постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов.
Процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области были установлены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР".
Принимая во внимание, что на момент назначения истцу пенсии Котласский район относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в период его работы районный коэффициент и надбавки к заработной плате устанавливались органами государственной власти СССР, Петров С.Б. имеет право на назначение пенсии с учетом повышенного отношения заработков.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Вологодской области N... от 12.03.2012.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области произвести Петрову С. Б. перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработков с 01 августа 2011 года.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи О.Ю. Вершинина
О.А. Федосеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.