Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Жидковой О.В.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года, которым исковые требования Кузнецова В. Р. удовлетворены.
Администрация Майского сельского поселения Вологодского муниципального района обязана предоставить Кузнецову В. Р. и члену его семьи - сыну К., "ДАТА" года рождения, зарегистрированным по адресу: "адрес", вне очереди по договору социального найма в границах данного населенного пункта благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., представителя Кузнецова В.Р. по доверенности Овчарук Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.Р., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего К., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Майского сельского поселения Вологодского района о предоставлении жилого помещения.
В обоснование предъявленных требований указал, что ему в 1992 году была предоставлена двухкомнатная квартира, площадью 28 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", в которой, кроме него, зарегистрирован его несовершеннолетний сын К., "ДАТА" года рождения. В результате произошедшего 18 января 2002 года пожара дом, в котором находилось предоставленное ему жилое помещение, сгорел. В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации Вологодского муниципального района N... от 02 мая 2012 данный дом признан непригодным для постоянного проживания.
Просил суд обязать администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района предоставить ему на семью из двух человек вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта, состоящее не менее чем из двух комнат, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению.
В судебное заседание истец Кузнецов В.Р. не явился, его представитель по доверенности Овчарук Н.Н. исковые требования поддержала.
Представители ответчика администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района, третьего лица администрации Вологодского муниципального района в судебное заседание не явились.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Майского сельского поселения Вологодского муниципального района ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неисследованность судом первой инстанции вопроса о размере ранее занимаемой истцом жилой площади.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Указанной нормой установлено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Кузнецов В.Р. на основании ордера N... от 18 марта 1992 года вселен в двухкомнатное жилое помещение, жилой площадью 28 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", где вместе с сыном Кузнецовым В.Р., "ДАТА" года рождения, зарегистрирован по настоящее время. В результате произошедшего 18 января 2002 года пожара указанный дом полностью уничтожен огнем. Согласно заключению межведомственной комиссии Вологодского муниципального района от 02 мая 2012 года данный дом N... признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для постоянного проживания.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и правильно исходил из того, что К. является нанимателем жилого помещения, которое признано непригодным для проживания после пожара, иного жилого помещения истец в собственности не имеет. В связи с этим у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на администрация Майского сельского поселения Вологодского муниципального района, суд первой инстанции также правильно исходил из того, что такая обязанность предусмотрена законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Закон Вологодской области от 29 июня 2005 года N 1307-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан" также не освобождает администрацию от обязанности обеспечить истца в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жильем во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы относительно не исследованности судом первой инстанции вопроса о размере ранее занимаемой истцом жилой площади следует признать несостоятельным, поскольку как следует из представленной в материалы дела копии ордера на жилое помещение N... от 18 марта 1992 года К. было предоставлено жилое помещение по договору социального найма жилой площадью 28 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку он сделан в полном соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Поскольку судом первой инстанции правильно применен материальный закон, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта по доводам подателя жалобы нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.