Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Соколовой М.В., Федосеевой О.А.,
при секретаре Петраковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Конашкова Е.А. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 25 июля 2012 года, которым заявление исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония N 4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Конашкова Е.А. , "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" "адрес", удовлетворено.
Установлен в отношении Конашкова Е.А. административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "ДАТА", административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания в ночное время суток; запрещения выезда за пределы Республики Карелия.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьевой Е.Б., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" Конашков Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом ... Уголовного кодекса Российской Федерации, при особо опасном рецидиве преступлений, ему назначено наказание в виде ... лишения свободы с отбыванием наказания в ...
Постановлением ... от "ДАТА" года приговор ... от "ДАТА" изменён, постановлено считать Конашкова Е.А. осуждённым за совершение преступления, предусмотренного пунктом ... Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 07 марта 2011 года).
С "ДАТА" осужденный Конашков Е.А. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области).
"ДАТА" ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование требований указало, что Конашков Е.А. ранее был неоднократно судим, приговором Сортавальского городского суда Республики Карелия от "ДАТА" осуждён за совершение тяжкого преступления, в его действиях был усмотрен особо опасный рецидив, за время пребывания в исправительном учреждении нарушений установленного режима содержания не допускал, имеет два поощрения от руководства колонии, с "ДАТА" по "ДАТА" был трудоустроен в столярный цех, с "ДАТА" по "ДАТА" трудился в котельной, принимал участие в работах по благоустройству территории и помещений отряда, мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, реагирует правильно, с представителями администрации ведет себя вежливо и корректно, принадлежит к группе осужденных положительной направленности, социально-полезные связи не утрачены, отношения с родственниками поддерживает путем свиданий и передач, взаимоотношения в коллективе осужденных строит на бесконфликтной основе, вину в совершенном преступлении признал полностью в зале суда, исполнительных листов не имеет, на оперативном профилактическом учете не состоит, характеризуется положительно.
Просило установить в отношении Конашкова Е.А. административный надзор на срок погашения судимости до "ДАТА"; установить в отношении него следующее ограничения: обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания его в ночное время суток, запрещение выезда за пределы Республики Карелия.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьева Е.Б. заявленные требования поддержала.
Осужденный Конашков Е.А. требования признал.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Конашков Е.А. просит решение суда отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Полагает, что административные ограничения являются дополнительным наказанием за преступление, что противоречит части 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Бахмудов Р.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Частью 2 статьи 3 названного Закона предусмотрено установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 64 - ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции приговором ... от "ДАТА" с учётом изменений, внесённых постановлением ... от "ДАТА" Конашков Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом ... Уголовного кодекса Российской Федерации, установлен особо опасный рецидив преступлений, назначено наказание в виде лишения свободы на срок ... года с отбыванием наказания в .... Окончание срока отбытия наказания - "ДАТА".
Удовлетворяя заявление исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Конашков Е.А. был осужден за совершение тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений.
В период отбывания наказания в местах лишения свободы Конашков Е.А. характеризуется положительно.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Конашковым Е.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы Конашкова Е.А. относительно нарушения судебным решением его конституционных прав судебная коллегия полагает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит указания о начале исчисления срока административного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на начало исчисления срока административного надзора.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
дополнить резолютивную часть решения Сокольского районного суда Вологодской области от 25 июля 2012 года абзацем следующего содержания:
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Конашкова Е.А. на учёт в органе внутренних дел по месту жительства.
Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Конашкова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Чистякова
Судьи: М.В. Соколова
О.А. Федосеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.