Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Баландиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Гореловой О. Д. по доверенности Колосницыной О. В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 29 июня 2012 года, которым исковые требования Гореловой О. Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе об оспаривании решения от 20 апреля 2012 года N... оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе (далее - ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе, пенсионный орган) от 20.04.2012 N... Гореловой О.Д. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого специального стажа (9 лет).
На дату определения права, 21.04.2012, специальный стаж исчислен пенсионным органом в размере 8 лет 11 месяцев 4 дня.
В специальный стаж засчитаны периоды работы Гореловой О.Д. с 30.09.1982 по 21.08.1994, с 01.10.1994 по 02.10.1994, с 15.10.1994 по 16.10.1994 в ПНХП " ..." г. Архангельска.
Не включен в специальный стаж Гореловой О.Д. период службы с 24.10.1994 по 21.05.1998 в качестве рядовой в Войсковой части N..., которая находилась в Приморском районе Архангельской области, на том основании, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж засчитывается только работа в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях.
Оспаривая правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, 28.05.2012 Горелова О.Д. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе. Просила суд признать незаконным вышеприведенное решение ответчика, зачесть в специальный стаж период работы с 30.09.1982 по 20.10.1994 в ПНХП " ..." в городе Архангельске и период службы с 24.10.1994 по 21.05.1998 в качестве рядовой в Войсковой части N... как периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить пенсию с 21.08.2011.
В обоснование требований указала, что специальный стаж по периоду работы в ПНХП " ..." рассчитан пенсионным органом неправильно, поскольку он составляет 11 лет 10 месяцев 26 дней. На основании постановления Правительства РСФСР от 27.11.1991 N 25 "Об отнесении городов и районов Архангельской области к районам Крайнего Севера и местностям, приравненных к районам Крайнего Севера", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпункта "в" пункта 30 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" период службы с 24.10.1994 по 21.05.1998 в качестве рядовой в Войсковой части N..., которая находилась в Приморском районе Архангельской области, подлежит зачету в специальный стаж.
В ходе судебного разбирательства Горелова О.Д. увеличила исковые требования, просила возместить расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей. В остальной части исковые требования оставила без изменений.
В судебное заседание истец Горелова О.Д. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Гореловой О.Д. по доверенности Колосницына О.В. в судебном заседании требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе по доверенности Левашова О.Ю. в судебном заседании требования не признала по мотивам, изложенным в оспариваемом решении.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Гореловой О.Д. по доверенности Колосницына О.В. просит решение суда изменить, по мотиву неправильного применения судом норм материального права, признать незаконным решение в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии с 24.10.1994 по 21.05.1998 в качестве рядовой Войсковой части N..., назначить досрочную трудовую пенсию с 21.12.2012.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 01.01.2002, учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки следует, что в период с 24.10.1994 по 21.05.1998 Горелова О.Д. проходила действительную военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Согласно справке Войсковой части N... от 13.10.2006 N... истец проходила военную службу по контракту в период с 24.10.1994 по 21.05.1998 в Войсковой части N....
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения заявителем службы с 24.10.1994 по 21.05.1998 в качестве рядовой в Войсковой части N... не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия правовых оснований, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном применении и толковании норм материального права.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном применении и толковании истцом норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гореловой О. Д. по доверенности Колосницыной О. В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи Л.В. Белозерова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.