Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Баландиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Роговой И. В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 03 июля 2012 года, которым исковые требования Роговой И. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области о взыскании денежных средств оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Роговой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
с 15.01.2001 Рогова И.В. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, с 18.07.2005 замещает должность ...
С 26.06.2008 по 12.11.2008 она находилась в отпуске по беременности и родам, с 13.11.2008 по 02.03.2010 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
16.02.2012 Рогова И.В. обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 12 по Вологодской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Вологодской области) с заявлением о перерасчете среднего заработка для выплат пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с учетом сумм материального стимулирования, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" за период с 2007 по 2009 годы.
Письмом начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области N... от 17.02.2012 Рогова И.В. уведомлена о том, что ее заявление оставлено без исполнения, поскольку данный вопрос может быть рассмотрен только при наличии решения суда.
Считая свои права нарушенными, 11.05.2012 Рогова И.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области о взыскании денежных средств.
Требования мотивировала тем, что при расчете среднего заработка для выплаты пособий в связи с предоставлением указанных отпусков ответчиком не были учтены полученные ею суммы материального стимулирования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611, а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска за 2007 и 2008 годы, что, по мнению истца, является незаконным, так как эти суммы входят в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда, на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
С 17.08.2010 по 03.01.2011 она вновь находилась в отпуске по беременности и родам, а с 04.01.2011 по 08.05.2012 - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
26.04.2012 она обратилась к работодателю с заявлением о выборе порядка назначения пособия по уходу за ребенком, однако перерасчет пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, назначенного ей, произведен не был, в связи с чем полагает, что работодателем нарушено ее законное право выбора порядка назначения пособия по уходу за ребенком.
Просила суд взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рубль ... копеек и ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек, денежные средства в качестве доплаты ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек.
В судебном заседании истец Рогова И.В. заявленные требования уточнила, просила взыскать с ответчика денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек, от исковых требований в части взыскания денежные средства в качестве доплаты ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек отказалась. Уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В возражениях указал, на несогласие с заявленными исковыми требованиями, так как единовременные выплаты к отпуску и стимулирующие выплаты не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего. Также указал, что расчет истца, приложенный к уточненным исковым требованиям, является арифметически верным.
Представитель третьего лица ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указал, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС за счет средств, предусмотренных ФНС в федеральном бюджете на 2007-2010 годы. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" от 25.09.2007 N 611 с 01.01.2007 и в 2008-2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах. Указанные премии учитываются при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они предусмотрены системой оплаты труда и на них начисляется Единый социальный налог.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Роговой И.В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
До 01.01.2010 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее Положение).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из денежного содержания, начисленного за отработанное время.
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 4 Положения в заработок, из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, непосредственно не связанные с трудовым процессом и не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (пункты 1 и 2) установлено, что с 01.01.2007 и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах.
В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
Однако в 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона N 255-ФЗ:
- выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда;
- выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.
С 01.01.2010 такие пособия исчисляются в порядке, установленном статьей 14 Закона N 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.
Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.
Если на суммы материального стимулирования, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.
Как установлено судом первой инстанции, Рогова И.В. состоит в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области, с 26.06.2008 по 12.11.2008 она находилась в отпуске по беременности и родам, а с 13.11.2008 по 02.03.2010 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из материалов дела следует, что в декабре 2007 года истцу было выплачено материальное стимулирование.
При исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком, ответчиком не были учтены суммы полученного истцом в декабре 2007 года материального стимулирования и единовременные выплаты к отпуску, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что материальное стимулирование и единовременные выплаты не подлежат включению в состав среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Анализируя приведенные выше нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании названного Постановления Правительства Российской Федерации N 611 и Приказа N 90н премии включаются в средний заработок при исчислении пособий, поскольку на них начислялся единый социальный налог.
Факт начисления и уплаты на них единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, представителями ответчика не оспаривался.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска также подлежит включению в денежное содержание государственного гражданского служащего для последующего расчета среднего заработка, так как эта выплата поименована статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания государственного гражданского служащего.
Учитывая положения вышеуказанных норм закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
При определении размера доплаты пособия по беременности и родам и доплаты пособия по уходу за ребенком, подлежащих взысканию в пользу Роговой И.В., судебная коллегия полагает возможным принять расчет, представленный истцом (л.д. 123-125), так как он является правильным, ответчик с данным расчетом был согласен, с учетом изложенного, в пользу Роговой И.В. надлежит взыскать денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копеек.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 03 июля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области в пользу Роговой И. В. денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком в размере ... рублей ... копеек.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи Л.В. Белозерова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.