Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Беляковой В.Н., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Шутовой Я.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мефодьевой И.В. на решение Череповецкого городского суда от 26 июля 2012 года, которым исковые требования Мефодьевой И.В. к мэрии города Череповца об оспаривании отказа в постановке ее на учет для внеочередного предоставления жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Мефодьевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мефодьева И.В. обратилась в суд с иском к Мэрии города Череповца о понуждении ответчика поставить ее, как лицо, оставшееся без попечения родителей, на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что в возрасте семи лет осталась без попечения родителей, поскольку была рождена вне брака, отцовство не установлено, ее мать М.З. 10 декабря1991 года умерла. В период с 07 февраля 1992 года по 01 сентября 2001 года проживала и воспитывалась в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "Детский дом N...", находясь на полном государственном обеспечении. С 2001 по 2006 годы обучалась в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования " ... педагогический колледж". В собственности жилых помещений не имеет, в настоящее время снимает жилье.
Постановлением Мэрии города Череповца от 17 июня 2010 года N 2198 и письмом от 13 июня 2012 года ей отказано в постановке на учет для получения жилья в связи с достижением 23-летнего возраста.
Считает данный отказ необоснованным, так как в силу ее несовершеннолетия постановкой ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий должны были заниматься органы опеки попечительства, что сделано не было.
В судебном заседании Мефодьева И.В. заявленные требования поддержала.
Мэрия города Череповца своего представителя в судебное заседание не направила, представив письменные возражения, в которых требования истца оставить без удовлетворения.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мефодьева И.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь, что не знала о наличии у нее как у лица, оставшегося без попечения родителей, права на внеочередное предоставление жилого помещения и на необходимость постановки на соответствующий учет до достижения 23-летнего возраста.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность оспариваемого истцом судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства в силу следующего.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью для данной категории лиц будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В силу пункта 1.1 статьи 4 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма осуществляется с момента выявления их как оставшихся без попечения родителей. В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.
По смыслу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что Мефодьева И.В., 06 марта 1984 года рождения, по причине смерти единственного родителя постановлением администрации Белозерского района от 15 января 1992 года N... была направлена на воспитание в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проживала по 01 сентября2001 года, находясь на полном государственном обеспечении.
06 марта 2007 года истица достигла 23 лет.
В Мэрию города Череповца по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях она обратилась в 2010 году.
Постановлением Мэрии города Череповца от 17 июня 2010 года N 2198, Мефодьевой И.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с достижением 23-летнего возраста.
Не согласившись с данным отказом, Мефодьева И.В. обратилась с настоящим иском в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в рамках реализации гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Между тем, из материалов дела следует, что Мефодьева И.В. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по окончании пребывания образовательном учреждении обратилась лишь в 2010 году в возрасте 26 лет.
В настоящее время истец достигла возраста 28 лет и утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Убеждения истца в том, что она лишена прав на жилище по вине администрации детского дома, органов опеки и попечительства, уклонившихся от исполнения обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье при наличии статуса ребенка из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, несостоятельны. Как было указано выше, право состоять на учете ограничено достижением заявителем 23-летнего возраста. Обязательства детского дома, в котором она воспитывалась, органов опеки и попечительства прекращены с достижением истцом совершеннолетия, то есть в 2004 году. На протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако данного права не реализовала.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они не опровергают правильности выводов суда, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта. При этом следует учесть, что истица не лишена права быть признанной нуждающейся в жилом помещении на основаниях, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мефодьевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В.Белозерова
Судьи: В.Н.Белякова
О.Ю.Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.