Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Мищенко С.В.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Голубева Юрия Валентиновича на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 19 июня 2012 года, которым заявление начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" об установлении административного надзора в отношении Голубева Ю.В., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", удовлетворено.
Установлен в отношении Голубоев Ю.В. административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "ДАТА", и административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" Атрепьевой Е.Б., заключение помощника прокурора Усть - Кубинского района Вологодской области Чукаловой Н.А.,действующей по доверенности прокуратуры Вологодской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" Голубев Ю.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "б" части 2 статьи 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на ... лет без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Осужденный Голубев Ю.В отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области) в период с "ДАТА" по "ДАТА".
"ДАТА" временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Бахмудов Р.М. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Голубева Ю.В.
В обоснование заявления указал, что Голубев Ю.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области с "ДАТА", осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, является лицом, в отношении которого должен быть установлен административный надзор.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьева Е.Б. заявление поддержала.
В судебном заседании "ДАТА" Голубев Ю.В. с установлением в отношении него административного надзора был согласен.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Голубев Ю.В. просит отменить решение суда, полагая, что ссылка суда на судимости, которые погашены в настоящее время является недопустимым. При этом указывает на то, что в судебном заседании ему не были разъяснены процессуальные права, предусмотренные законодательством, также судом нарушен принцип состязательности сторон, его доводы участники судебного заседания во внимание не принимали.
В возражениях на жалобу помощник Сокольский межрайонной прокуратуры
Самойлов Д.В. и временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Бахмудов Р.М. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Частью 2 статьи 3 названного Закона предусмотрено установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Пунктом "б" части 2 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона 06 апреля 2011 года N64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Удовлетворяя заявление временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Бахмудова Р.М. суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Голубев Ю.В. был осужден за совершение особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений, судимость в настоящее время не снята и не погашена.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора за Голубевым Ю.В. на срок до "ДАТА", обязав Голубева Ю.В. в период административного надзора являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации в установленные для него дни.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Голубевым Ю.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы жалобы о том, что установленный судом административный надзор, является повторным наказанием за одно и то же преступление, за которое он отбыл наказание в виде лишения свободы основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены решения суда служить не могут.
По смыслу статьи 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела Голубеву Ю.В. не были разъяснены его процессуальные права, противоречит обстоятельствам дела, так как из протокола судебного заседания следует, что судом участникам процесса их процессуальные права и обязанности были разъяснены, при этом замечания на протокол участниками процесса, в том числе и Голубевым Ю.В., принесены не были. Слово для дачи объяснений предоставлялось Голубеву Ю.В. неоднократно, в том числе и в судебный прениях.
Иные доводы апелляционной жалобы Голубева Ю.В. судебная коллегия полагает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубева Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Образцов
Судьи А.М.Вахонина
С.В.Мищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.