Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вершининой О.Ю., Беляковой В.Н.,
при секретаре Шутовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Трунова В. С., Трунова Д. В. по доверенности Дудыриной Е. С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 07 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Трунову В. С., Трунову Д. В. к Администрации города Вологды отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения представителя Трунова В.С. и Трунова Д.В. Дудыриной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трунов В.С. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" с 1962 года. В 1983 году по данному адресу была зарегистрирована его супруга Трунова Л.А., а в 1984 и 1988 годах там же были зарегистрированы его сыновья Трунов Д.В. и Трунов Д.В. Дом по указанному адресу признан непригодным для проживания. Других жилых помещений в собственности Трунов В.С. не имеет.
Администрацией города Вологды отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку Трунов В.С. и его семья на учете в Администрации города Вологды в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят.
Просил суд признать незаконным решение Администрации города Вологды от "ДАТА" N..., предоставить Трунову В.С. и Трунову Д.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, а именно двухкомнатную квартиру общей площадью не менее ранее занимаемой - 28,8 кв.м.
Истцы Трунов В.С., Трунов Д.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Дудырина Е.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Мациевская А.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что оснований для предоставления жилого помещения не имеется.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов по доверенности Дудырина Е.С. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Довод суда о том, что Трунов В.С. и Трунов Д.В. не признаны малоимущими, на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят, то они не вправе претендовать на получение жилого помещения в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации считает несостоятельным, полагает, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт признания занимаемого истцами жилого помещения непригодным для проживания.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно лицевому счету в квартире N... по адресу: "адрес" постоянно зарегистрированы Трунов В.С., Трунова Л.А., Трунов Д.В. и Трунов Д.В., размер занимаемой ими площади жилого помещения составляет 28, 8 кв. метра (л.д.12).
Заключением межведомственной комиссии от "ДАТА" жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит (л.д.13).
Справкой Государственного предприятия Вологодской области "Вологдатехинвентаризация" от 14 февраля 2012 года на Трунова В.С. (л.д.15), аналогичной справкой на Трунова Д.В. (л.д.16), уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 13 февраля 2012 года на Трунова В.С.(л.д.17), аналогичным уведомлением на Трунова Д.В. (л.д.18), справкой Межрайонной ИФНС России N 11 по Вологодской области от 13 февраля 2012 года на Трунова Д.В. (л.д.19), аналогичной справкой на Трунова В.С. (л.д.20) подтверждается отсутствие прав последних на имеющиеся объекты недвижимого имущества на территории Вологодской области.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1;статья 7; статья 18; статья 19).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
При указанных обстоятельствах решение суда законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене. Ввиду того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме, но получили неправильную правовую оценку, судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Трунова В.С. и Трунова Д.В.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 07 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Трунова В. С. и Трунова Д. В. к Администрации г. Вологды удовлетворить, признать незаконным решение Администрации г. Вологды от "ДАТА" N..., возложить на Администрацию г. Вологда обязанность предоставить Трунову В. С. и Трунову Д. В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городу Вологде, пропорционально по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 14, 4 кв. метров.
В остальной части апелляционную жалобу представителя Трунова В. С., Трунова Д. В. по доверенности Дудыриной Е. С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.