Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Вахониной А.М., Жидковой О.В.
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Соловьева В.А. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года, которым заявление Трифановой Е.А. удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие муниципального образования Югское, выразившееся в не оборудовании дороги в д. Вичелово в соответствии с планом территории населенного пункта, отсутствии освещения и указателей с наименованиями улиц и номерами домов на "адрес" в д. ....
На администрацию муниципального образования Югское возложена обязанность в течение ... месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать "адрес" в д. ... освещением, указателями с наименованиями улиц и номерами домов, оборудовать территорию д. "адрес" пожарным водоемом, привести дороги в населенном пункте д. "адрес" в соответствии с планом территории указанного населенного пункта.
В остальной части заявления Трифановой Е.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя муниципального образования Югское Соловьева В.А., заявителя Трифановой Е.А., ее представителя Трифанова А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трифанова Е.А. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: "адрес"
Со ссылкой на ненадлежащее выполнение возложенных на муниципальное образование Югское обязанностей, "ДАТА" Трифанова Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия муниципального образования Югское.
Требования мотивировала тем, что на протяжении ... годов в осеннее - зимний период муниципальным образованием Югское в д. "адрес" по всей ... не расчищались дороги, отсутствовало наружное освещение на улице, отсутствовали указатели с названием улиц и номерами домов, отсутствовал пожарный водоем.
Вследствие данных бездействий, "ДАТА" при тушении пожара, принадлежащего ей на праве собственности жилого дома N..., расположенного по "адрес" была затруднена организация пожаротушения силами жителей деревни и прибывших пожарных расчетов.
Из-за бездействия муниципального образования Югское были нарушены ее права, свободы и законные интересы в виде не обеспечения возможности своевременного проезда пожарной машины к ее жилому дому и затруднением организации тушения пожара, возникшего не по ее вине.
Просила признать незаконным бездействие муниципального образования Югское, выразившееся в не оборудовании дороги в соответствии с планом территории: в отсутствии освещения дороги: в отсутствии указателей с названиями улиц и номерами домов по "адрес", в отсутствии пожарного водоема, а также в не очищении подъездных путей к воротам жилого дома N..., располагавшегося по ул. "адрес", принадлежащего Трифановой Е.А.; обязать муниципального образование Югское устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Трифановой Е.А. в разумные сроки.
В предварительном судебном заседании Трифанова Е.А. требования уточнила, представив суду соответствующее заявление, в котором указала, что в случае удовлетворения ее заявления муниципальное образование Югское должно будет устранить в полном объеме допущенные им нарушения, оборудовав дорогу в соответствии с планом территории, проведя освещение дороги, разместив указатели с названиями улиц и номерами домов по "адрес", оборудовать пожарный водоем, а также содержать в соответствии с правилами благоустройства подъездные пути к воротам жилого дома N..., располагающегося по "адрес".
В судебном заседании заявитель Трифанова Е.А. и ее представитель по устному ходатайству Трифанов А.Ю. заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица муниципального образования Югское в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Соловьев В. А. считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на отсутствие бездействий со стороны муниципального образования Югское.
В возражениях, представленную на жалобу, Трифанова Е.А. просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, приходит к следующему.
Согласно п. 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статья 4 Устава ... к вопросам местного значения деревни ... относит организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения ( подпункт 5), создание условий для предоставления транспортных услуг населению ( подпункт 7), обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения ( подпункт10), организацию благоустройства и озеленения территории поселения (подпункт 21), организацию освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (подпункт 22).
Пунктом 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утверждаемым городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и прочее.
В соответствии с ч. 3 статьи 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 указанного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу части 2 статьи 12 Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований Трифановой Е.А., судом первой инстанции сделан вывод о том, что муниципальное образование Югское допустило бездействие, выразившееся в не оборудовании дороги в д.Вичелово в соответствии с планом территории населенного пункта, отсутствии освещения и указателей с наименованиями улиц и номерами домов на "адрес", в отсутствие пожарного водоема на территории ....
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что Администрацией муниципального образования Югское "ДАТА" заключен государственный контракт по техническому обслуживанию и ремонту светильников в населенных пунктах муниципального образования, в том числе и в д. "адрес". В состав оказываемых услуг по государственному контракту входит: замена ламп, установка и ремонт светильников и иного вышедшего из строя светотехнического оборудования, используемого для уличного освещения.
Между Администрацией муниципального образования Югское и обществом с ограниченной ответственностью " ..." "ДАТА" заключен договор на выполнение работ по изготовлению информационных указателей с наименованиями улиц, в том числе и по "адрес" в количестве трех штук.
Решением совета муниципального образования Югское от "ДАТА" увеличены расходы бюджета муниципального образования Югское на сумму ... тысяч рублей, в том числе на сумму ... тысяч рублей по подразделу "Обеспечение пожарной безопасности", - долгосрочная целевая программа "Укрепление пожарной безопасности муниципального образования Югское на ... годы". В рамках данной программы планируется строительство пожарного водоема в д. "адрес".
В настоящее время ведется строительство дороги через д. "адрес".
Кроме того, согласно статьям 28,31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Материалами дела установлено, что муниципальное образование Югское в пределах выделенных бюджетных средств принимает меры по исполнению обязанности по организации благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, установку указателей с наименованием улиц, строительство дороги.
Соответственно, незаконное бездействие муниципального образования Югское в указанном случае отсутствует.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в данной части не может быть законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия решение суда первой инстанции отменяет и принимает в данной части по делу новое решение, которым Трифановой Е.А. в удовлетворении заявления об оспаривании бездействий Муниципального образования "Югское" отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года в части признания незаконным бездействие Муниципального образования "Югское", выразившееся в необорудовании дороги в д. ... в соответствии с планом территории населенного пункта, отсутствии освещения и указателей с наименованиями улиц и номерами домов на "адрес" и возложении обязанности на администрацию Муниципального образования "Югское" в течение ... месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать "адрес" освещением, указателями с наименованиями улиц и номерами домов, оборудовать территорию д. "адрес" пожарным водоемом, привести дороги в населенном пункте д. "адрес" в соответствии с планом территории указанного населенного пункта отменить.
Принять в данной части новое решение, которым Трифановой Е.А. в удовлетворении заявления об оспаривании бездействий Муниципального образования "Югское" отказать.
В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий: Г.А.Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.