Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Перминовой С.В.
Яцун Е.М.
при секретаре
Невской А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлиева О.К. к администрации закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области о признании имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, обязании установить порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право получения жилья в первоочередном порядке, и производить переселение граждан в соответствии с законом
по апелляционной жалобе Павлиева О.К. на
решение Полярного районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Снежногорске
от 16 мая 2012 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Павлиеву О.К. к администрации ЗАТО Александровск Мурманской области о признании его имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, обязании установить порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право получения жилья в первоочередном порядке, и обязании производить переселение граждан в первоочередном порядке в соответствии с законом - отказать".
Заслушав доклад судьи Баранниковой Т.Е., возражения против жалобы представителя ответчика - администрации ЗАТО Александровск Мурманской области Мельник Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Павлиев O.K. обратился в суд с иском к администрации закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Александровск Мурманской области о признании имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, обязании установить порядок обеспечения жильем граждан, имеющим право получения жилья в первоочередном порядке, и производить переселение граждан в соответствии с законом.
В обоснование заявленных требований указал, что с _ _ 2000 года состоит в очереди на переселение из ЗАТО Александровск (территориального округа Гаджиево). В 2007 году он утратил связь с ЗАТО в связи с устройством на работу и временным проживанием в городе Мурманске.
_ _ 2010 года обратился к Главе администрации ЗАТО Александровск с просьбой выделить ему жилье в первую очередь, как утратившему связь с ЗАТО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" от 11 января 2001 года N 23, на что получил отказ по причине неочередности.
Полагал, что в нарушение закона, в порядке очередности, установленной распоряжением администрации, жилье распределяется гражданам, не утратившим связь с ЗАТО и не имеющим право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО. При этом администрацией по настоящее время не определен порядок первоочередного обеспечения жильем граждан в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства, что нарушает его право на первоочередное переселение.
Просил признать его имеющим право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО; обязать администрацию ЗАТО Александровск установить порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право получения жилья в первоочередном порядке; обязать администрацию ЗАТО Александровск производить переселение граждан из ЗАТО Александровск в соответствии с законом "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3297-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" от 11 января 2001 года N 23.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель истца Соловьёв С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика - администрации ЗАТО Александровск Умрихина О.А. иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Павлиев O.K. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Считает неправильным вывод суда, что комиссия формирует списки очередности (общий и льготный) из числа граждан, принятых на учет в течение года и утративших связь с ЗАТО, в соответствии с пунктом 6.2 Положения "О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования N 206 от 06 мая 2005 года, согласно которому при формировании общего списка очередности определяющим является трудовой (служебный) стаж в льготном исчислении, полагая, что ответчиком не представлены указанные списки.
По мнению истца, очередность на переселение из ЗАТО Александровск формируется администрацией без учета трудового (служебного) стажа, поскольку его номер в очереди 227, тогда как граждане, стоящие в очереди и имеющие меньший номер, имеют меньший чем у него стаж.
Указывает, что судом не проверены его доводы о случаях предоставления администрацией ЗАТО Александровск жилья гражданам, имеющим стаж, меньший чем у него, не утратившим связь с ЗАТО, которые получили жилье и продолжают проживать и работать в ЗАТО
Полагает неправильным вывод суда о том, что им не утрачена связь с ЗАТО в связи с работой в ООО " ...", юридический адрес которого город Гаджиево Мурманской области, поскольку указанная организация находится в городе Мурманске, что, по его мнению, подтверждается справкой с места работы.
Считает, что суд нарушил его право на правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданского дела в целях защиты нарушенного права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, поскольку его неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" N 3297-1 от 14 июля 1992 года устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального Закона "О закрытом административно-территориальном образовании", если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия по установлению порядка обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 23 от 11 января 2001 года "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" (далее - Постановление).
Согласно пунктам 1 и 2 указанного Постановления решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.
Переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют:
лица, проработавшие 10 и более лет в организации (на объекте), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, и утратившие с ней служебную связь;
лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет;
безработные граждане, признанные особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Постановлением администрации ЗАТО Скалистый от 06 мая 2005 года N 206 утверждено Положение "О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства" (далее - Положение).
Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 857 "О преобразовании закрытых административно-территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области", Законом Мурманской области от 28 ноября 2008 года N 1029-01-ЗМО "О муниципальном образовании закрытое административно-территориальное образование Александровск", администрация ЗАТО Скалистый реорганизована в форме слияния в администрацию ЗАТО Александровск, которая является её правопреемником.
Согласно статье 1 Устава ЗАТО Скалистый, принятого решением Совета депутатов ЗАТО Скалистый от 28 апреля 2008 года N 28, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 27 мая 2008 года, в состав городского округа ЗАТО Скалистый входят город Гаджиево и сельские населенные пункты Оленья Губа, Сайда-Губа, Кувшинская Салма. Административным центром ЗАТО Скалистый является город Гаджиево.
В силу пункта 2.1 Положения "О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Скалистый на новое место жительства", обязательным условием для принятия на учет гражданских лиц, желающих выехать из ЗАТО Скалистый на новое место жительства, является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства) в ЗАТО Скалистый и стаж работы в ЗАТО не менее 10 лет в календарном исчислении.
Порядок предоставления жилья гражданам при переезде из ЗАТО Скалистый установлен разделом 3 Положения.
Положением установлен порядок формирования списков очередности для переселения граждан, в соответствии с которым предоставляется жилье.
Согласно пункту 6.1 Положения в декабре текущего года из числа граждан, принятых на учет в течение года и утративших связь с ЗАТО, комиссия формирует списки очередности (общий и льготный).
Пунктом 6.2 Положения определено, что при формировании общего списка очередности определяющим является трудовой (служебный) стаж в льготном исчислении. Граждане включаются в общий список очередности не зависимо от даты постановки на учет.
Указанным пунктом предусмотрена категория граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО Скалистый в случае переселения, соответствующая категории граждан, указанных в пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 23 от 11 января 2001 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Павлиев О.К. состоит в списке лиц, нуждающихся в переселении из ЗАТО с _ _ 2000 года, его номер в очереди по состоянию на декабрь 2011 года - *.
Установив, что истец поставлен на учет для получения жилья за пределами ЗАТО и включен в список лиц, нуждающихся в переселении, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований для удовлетворения требований в части признания его имеющим право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО, поскольку такое право признано при включении в список очередности для переселения граждан из ЗАТО Александровск, который в силу действующих правовых норм формируется из лиц, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем.
Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства суду представлены два списка очередности (общий и льготный) (л.д.22-51 и 52- 60).
Павлиев О.К. включен в "общий" список очередности для переселения граждан из ЗАТО Александровск.
Проанализировав содержание списка, где указан стаж работы в ЗАТО и общий трудовой стаж в льготном исчислении, всех состоящих в нем граждан, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что права истца при формировании списка не нарушены, поскольку список формируется в соответствии установленными в Положении требованиями.
Оснований для признания за истцом права на обеспечение жильем за пределами ЗАТО вне сформированной очереди не имеется, поскольку это нарушило бы права других лиц, имеющих такое же право на получение жилья с учетом их стажа работы и времени проживания в ЗАТО, находящихся в очереди ранее истца.
При этом факт работы истца в ООО " ..." не влияет на формирование списка.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения предусмотрено формирование льготного списка очередности. В льготный список включаются граждане (в том числе, в состав семей которых входят):
- Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, Герои России (п. 6.3.1);
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны, указанные в статье 4 пунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ветераны и инвалиды боевых действий на территориях других государств, указанные в статье 4, подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", участники вооруженных конфликтов не международного характера (п. 6.3.2);
- лица, имеющие инвалидность 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей -инвалидов (п. 6.3.3);
- участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветераны подразделений особого риска, личный состав ПЛ К-219 (участники событий в октябре 1986 года) ( п.6.3.4);
- лица, имеющие противопоказания к проживанию в районах Крайнего Севера, при наличии справок МСЭК (п. 6.3.5);
- граждане, имеющие трудовой (служебный) стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 25 лет и более в календарном исчислении (п. 6.3.6).
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела судом первой инстанции истцом не представлено доказательств того, что нарушены его права неправильным или незаконным формированием общего списка очередности, либо о наличии права на включение в льготный список, апелляционная жалоба ссылок на такие обстоятельства не содержит.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что администрация ЗАТО Александровск предоставила жилье гражданам, имеющим стаж меньший, чем у Павлиева O.K., и не утратившим служебную связь с ЗАТО, не может быть принята во внимание, поскольку основания для проверки обоснованности обеспечения жильем конкретных граждан с учетом заявленных истцом требований у суда отсутствовали.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию ЗАТО Александровск установить порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право получения жилья в первоочередном порядке; производить переселение граждан из ЗАТО Александровск в соответствии с законом "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3297-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" от 11 января 2001 года N 23, суд правильно исходил из того, что в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами порядок и условия постановки на учет и обеспечение жильем граждан, утративших производственную и служебную связь с предприятиями и объектами ЗАТО, определяются органами местного самоуправления в соответствии с их положениями и на территории ЗАТО Александровск территориального округа Гаджиево такой порядок установлен.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, основаны на доказательствах, исследованных и оцененных судом в полном соответствии с правилами статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не требуют дополнительной проверки, не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда.
Доводы жалобы о нарушении его права на правильное и своевременное рассмотрение гражданского дела, необоснованны, поскольку заявленные истцом требования разрешены судом правильно и в предусмотренные законом сроки.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Полярного районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в г.Снежногорске от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлиева О.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.