Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 22 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Смирновой Л.Н.,
судей - Сергейчика И.М., Алещенковой И.А.,
при секретаре - Фрунзе Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2012 года по докладу судьи Алещенковой И.А. гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД по "..." на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 июня 2012 года, которым постановлено обязать УМВД по "..." зачесть Максимову Ю.А. в срок службы в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения срочной службы в "..." с "..." по "..." в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца,
УСТАНОВИЛА:
Максимов Ю.А. обратился в суд с иском к УМВД по "..." (далее - Управление) об обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии. В обоснование указал, что является сотрудником "...". В период прохождения срочной службы он в составе смешанных сил с "..." по "..." находился на территории "...", где участвовал в проведении специальных мероприятий по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта, однако в специальный стаж в льготном исчислении данный период срочной службы ему не засчитан. Между тем для получения данной льготы не требуется возложение на военнослужащих, направленных в зону вооруженного конфликта, выполнения специальных задач.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление находит постановленное решение принятым с неправильным применением норм материального права, а потому подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске. В обоснование жалобы указано, что военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном порядке, за исключением периодов выполнения задач в условиях вооруженного конфликта. При этом в льготном исчислении подлежит зачету не весь период прохождения военной службы по призыву в условиях вооруженного конфликта, а только подтвержденный приказами соответствующих командиров (начальников).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Судом установлено, что во время прохождения срочной службы в войсковой части "..." Максимов Ю.А. в составе смешанных сил в период с "..." по "..." находился в зоне вооруженного конфликта на территории "..." и выполнял служебно-боевые задачи в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта на должности гранатометчик.
Он обратился с рапортом на имя начальника Управления, в котором просил зачесть вышеуказанный период прохождения им военной службы по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории "..." в льготном исчислении в срок службы в выслугу лет для назначения пенсии.
Письмом от "..." "..." Управление отказало ему в зачет спорных периодов в выслугу лет для исчисления пенсии в льготном исчислении, указав, что правовые основания для этого отсутствуют.
В настоящее время Максимов Ю.А. проходит службу в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст.2 Закона от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).
Положения статьи 1 названного Закона не содержат указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", где п. 3 предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях как один месяц службы за три месяца службу в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 года.
Военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (п. 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 относится период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта. Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31.03.1994 года приняло постановление N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
В постановлении Правительства РФ N 280 от 31.03.1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что военнослужащим и сотрудникам предоставляются дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения и или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (в редакции до изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2009 года N 169) было предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2009 года N 169 в п. 3 указанного выше постановления внесены изменения, и именно исключены слова "в зоне грузино-осетинского конфликта". Согласно ч. 2 данного постановления, оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 26 августа 2008 года. Поскольку период службы истца имел место до 26 августа 2008 года, то данные изменения на правоотношения по настоящему спору не распространяются.
Вместе с тем, согласно Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от выполняемых военнослужащими задач названный Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы. Статьей 7 данного Закона Правительству Российской Федерации предоставлено право определить только лишь порядок обеспечения установленными в нем льготами и компенсациями. Устанавливать не предусмотренные Законом дополнительные условия их предоставления Правительство не уполномочено. Тем не менее, в Постановлении N 280 от 31.03.1994 года Правительство РФ вопреки Закону ограничило круг задач, выполнение которых в условиях вооруженного конфликта дает право на льготы, только задачами по установлению мира и поддержанию правопорядка на указанной территории.
Как установлено судом, истец в период прохождения срочной военной службы на территории "..." с "..." по "..." принимал участие в выполнении возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта. Данное обстоятельство помимо доводов иска подтверждается также справкой "..." от "...", удостоверением от "...", согласно которым он в период с "..." по "..." участвовал в боевых действиях в составе смешанных сил в зоне грузино-осетинского конфликта.
Таким образом, факт выполнения истцом как военнослужащим в период прохождения военной службы возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта имел место.
При таких обстоятельствах истец имеет право на предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в части льготного исчисления выслуги лет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил.
Доводы жалобы Управления относительно предоставления спорной дополнительной гарантии только за время фактического выполнения военнослужащим по призыву задач в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, подтвержденного соответствующими приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, не может быть принята во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
Как видно из Закона РФ от 21.01.1993 г. N 4328-1, для получения заявителем данной льготы не требуется возложение на военнослужащих, направленных в зону вооруженного конфликта, выполнения специальных задач. Предусмотренные названным Законом льготы и компенсации предоставляются военнослужащим, которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УМВД по "..." - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Н. Смирнова
Судьи: И.М. Сергейчик
И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.