Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 11 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Сергейчика И.М. и Жуковой Н.А.,
с участием прокурора Грачевой В.М.,
при секретаре Николаеве Д.Д.,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2012 года по докладу судьи Жуковой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 марта 2012 года, которым заявление прокурора Любытинского района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" об обязании обеспечить подачу питьевой воды населению п. Любытино в соответствии с установленными нормативами СанПин 2.1.4.1074-01 удовлетворено, и постановлено:
обязать Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" в лице действующего на территории Любытинского района Новгородской области филиала "Жилищно-коммунальное хозяйство Любытинского района" в срок до 01 апреля 2013 года обеспечить подачу в пос. Любытино Любытинского района Новгородской области питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
в удовлетворении исковых требований к Администрации Любытинского сельского поселения Любытинского муниципального района Новгородской области отказать;
взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" в лице действующего на территории Любытинского района Новгородской области филиала "Жилищно-коммунальное хозяйство Любытинского района" государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 (четырех тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Любытинского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" (далее - Общество) об обязании обеспечить подачу в п. Любытино питьевой воды в соответствии с установленными нормативами СанПин 2.1.4.1074-01.
В обоснование заявления указал, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Новгородской области (далее Управление, Роспотребнадзор) в 2011 году проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению населения питьевой водой, по результатам которой установлено, что Обществом, осуществляющим деятельность по обеспечению жителей п. Любытино питьевой водой, нарушаются требования действующего законодательства, предъявляемые к качеству поставляемой населению питьевой воды, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определением суда от 20 декабря 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Любытинского сельского поселения Любытинского муниципального района.
Судом принято вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Общество ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым в удовлетворении заявления прокурора отказать, мотивируя тем, что Общество не является собственником имущества, которое обеспечивает водоснабжение потребителей п. Любытино. Указывает, что судом при принятии решения не было учтено обстоятельство, что Общество не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на водоснабжение, не вправе самостоятельно прекратить подачу воды населению, так как является единственной организацией, осуществляющей снабжение жителей водой. Кроме того, суд принял в качестве доказательств протоколы лабораторных исследований от 11 марта 2011 года, от 17 июня 2011 года и 08 июля 2011 год, однако исследования воды в более поздний срок не проводились, качество поставляемой воды не определялось. Между тем, определением Арбитражного суда Новгородской области от 03 октября 2011 года по делу NА 44-355/2007 применены последствия недействительности сделки по передаче Государственным областным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" имущества (водопроводных сетей) Обществу по передаточному акту, в связи с чем водопроводные сети являются государственной собственностью, а потому возложение на Общество обязанности по обеспечению подачи в п. Любытино питьевой воды, отвечающей нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01-Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" является неправомерным.
В судебном заседании представитель Общества А. жалобу поддержал по изложенным в ней мотивам, дополнительно пояснив, что решение суда является неисполнимым, поскольку для обеспечения подачи в п. Любытино питьевой воды, отвечающей требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 необходимо строительство станций водоподготовки на находящиеся в собственности Любытинского сельского поселения скважины, что соответственно требует больших финансовых вложений, которыми Общество не располагает.
В судебном заседании прокурор Б. решение суда считала законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представители ответчика Администрации Любытинского сельского поселения (далее Администрация), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Новгородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Общества А., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что питьевая вода, подаваемая населению пос.Любытино Любытинского района Новгородской области из скважин, расположенных в п. Любытино ул. "..." (устье артезианской скважины), ул. "..." (устье артезианской скважины), ул. "..." (перед подачей в сеть), ул. "..." (перед подачей в сеть) не соответствует гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, а именно: по мутности и концентрации железа превышает допустимые нормативы, что подтверждается протоколами лабораторных следований N 1170, 1171 от 11 марта 2011 года, N4163 от 17 июня 2011 года и N5555 от 08 июля 2011 года, составленным Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области".
Так, вместо установленного норматива 0,3 мг/л, содержание железа в трёх отобранных пробах воды составляет 0,59; 0,87; 0,74 мг/л; вместо установленного норматива мутности 1,5 мг/л, в двух отобранных пробах воды мутность составляет 2,69; 2,09 мг/л.
Согласно экспертным заключениям по результатам исследований к указанным протоколам пробы воды не соответствуют правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества".
Таким образом, суд, оценив представленные прокурором доказательства, пришел к правильному выводу, что питьевая вода, подаваемая населению п. Любытино из скважин, и водопроводная вода перед подачей в сеть по таким критериям, как мутность и содержание железа, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора к Администрации и возлагая на Общество обязанность в срок до 01 апреля 2013 года обеспечить подачу в п. Любытино питьевой воды, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что водонапорные скважины по ул. "...", ул. "...", ул. "..." и ул. "..." в д. Большой Городок (далее - водные объекты) не находятся в собственности Администрации, в связи с чем признал Администрацию ненадлежащим ответчиком. При этом, признавая надлежащим ответчиком по настоящему спору Общество, суд первой инстанции исходил из уставной деятельности Общества и его обязанности, как исполнителя, по предоставлению надлежащего качества коммунальных услуг населению (потребителям) п. Любытино, в том числе услуг водоснабжения (холодного и горячего) и водоотведения.
Судебная коллегия с данным выводом суда не соглашается по следующим основаниям.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N411-Фз от 06 декабря 2011 года, далее Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26 января 2001 года (далее - Правила) установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).
Названные Правила применяются в отношении воды подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обеспечение подачи воды в границах поселения должно быть организовано органом местного самоуправления - Администрацией таким образом, чтобы подаваемая вода соответствовала гигиеническим нормативам, была безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имела благоприятные органолептические свойства.
Следовательно, независимо от того, передавались или не передавались в установленном порядке в собственность Администрации водные объекты, из которых производится подача населению п. Любытино питьевой воды и воды для хозяйственно-бытовых нужд, в силу приведенных выше требований закона именно на Администрации лежит обязанность в границах поселения организовать водоснабжения населения в соответствии с гигиеническими нормативами.
При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований признавать Администрацию ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Более того, из материалов дела следует, что водные объекты (водопроводные сети и водонапорные скважины) Обществу на праве собственности не принадлежат, доказательств, подтверждающих владение Обществом данных водных объектов на иных законных основаниях, прокурором и Администрацией суду не представлено. Равно как не представлено суду доказательств, подтверждающих, что качество подаваемой населению п. Любытино питьевой воды обусловлено именно не выполнением Обществом обязанностей по очистке воды.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на Общество обязанности обеспечить подачу в пос. Любытино Любытинского района Новгородской области питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01.
Вместе с тем, учитывая, что именно орган местного самоуправления - Администрация в рамках предоставленных пунктом 1 части 1 статьи 14, пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N131-ФЗ полномочий обязана в границах поселения организовать водоснабжение населения в соответствии с гигиеническими нормативами, то судебная коллегия считает, что обязанность подачи населению п. Любытино питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 надлежит возложить на Администрацию, определив в соответствии со статьёй 206 ГПК РФ разумный срок исполнения обязательств - не позднее 01 апреля 2014 года.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с принятием нового решения, которым обязать Администрацию Любытинского сельского поселения Любытинского муниципального района Новгородской области в срок не позднее 01 апреля 2014 года обеспечить подачу в пос. Любытино Любытинского района Новгородской области питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; в удовлетворении заявления прокурора к Обществу отказать.
В силу части 4 статьи 103 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнести за счет федерального бюджета.
Руководствуясь статья 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 марта 2012 года отменить, принять новое решение которым:
заявление прокурора Любытинского района Новгородской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Любытинского сельского поселения Любытинского муниципального района Новгородской области в срок не позднее 01 апреля 2014 года обеспечить подачу в пос. Любытино Любытинского района Новгородской области питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам качества по органолептическим показателям и химическому составу, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В удовлетворении заявления прокурора Любытинского района в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис" об обязании обеспечить подачу в п. Любытино питьевой воды в соответствии с установленными нормативами СанПин 2.1.4.1074-01 отказать.
Председательствующий: Бобряшова Л.П.
Судьи: Сергейчик И.М.
Жукова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.