Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 04 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В. и Жуковой Н.А.,
при секретаре Николаеве Д.Д.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2012 года по докладу судьи Жуковой Н.А. гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 19 апреля 2012 года, которым исковые требования Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворены, и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить в стаж, дающий Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 20 августа 1982 года по 31 марта 1983 года в должности машиниста паровых котлов, с 01 апреля 1983 года по 26 ноября 1984 года в должности старшего машиниста паровых котлов и службу в составе Вооруженных Сил СССР с 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года, и назначить Г. досрочную трудовую пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда с 21 ноября 2011 года;
взыскать в пользу Г. с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей,
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) об обязании включить в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости периоды работы с 20 августа 1982 года по 31 марта 1983 года в должности машиниста паровых котлов, с 01 апреля 1983 года по 26 ноября 1984 года в должности старшего машиниста паровых котлов, а также периода военной службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года и назначить досрочно пенсию по старости с 21 ноября 2011 года.
В обоснование иска указал, что протоколом комиссии Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 января 2012 года ему необоснованно отказано во включении в специальный стаж перечисленных выше периодов работы и, соответственно, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения - 21 ноября 2011 года.
Судом по делу принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление выражает несогласие с указанным выше решением в части обязания Управления включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года и назначить Г. досрочную трудовую пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда с 21 ноября 2011 года, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 ноября 2002 года N320-О "По жалобе А. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части 1 статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Определении от 06 марта 2003 года N107-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлении от 29 января 2004 года N2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, (далее Постановление Конституционного Суда РФ N2-П) право на пенсию сохраняется при условии, если граждане приобрели пенсионные права в соответствии с ранее действующим законодательством. Однако спорный период службы истца может быть включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии, что истец до даты отмены ранее действовавшего Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590 (далее Положение N590), полностью выработал необходимой продолжительности специальный трудовой стаж, дававший право на досрочную пенсию, то есть приобрел право на досрочную пенсию, но не смог его реализовать до даты отмены Положения N590 по причине не достижения пенсионного возраста. Поскольку на день отмены Постановления N590 Г. не выработал специальный трудовой стаж (12,5 лет), то он не мог рассчитывать на назначение ему досрочной пенсии по нормам Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положения N590. Считает, что применение судом для включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, норм ранее действовавшего законодательства, а для назначения пенсии - норм действующего законодательства, является недопустимым. Обращает внимание, что при принятии решения судом не учтены положения пункта 1 Разъяснений Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года N4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" о включении в стаж периодов работы и иной общественно полезной деятельности при определении права на трудовую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, а именно: изложенный порядок подсчета стажа применяется в случае, если с учетом такого порядка гражданин со дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый общий трудовой и (или) специальный трудовой стаж, дающие право на пенсию по старости. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального стажа, дающих право на пенсию по старости, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии, в том числе досрочно назначаемой.
В представленных на апелляционную жалобу возражениях Г. находит решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, заслушав объяснения представителя Управления Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" и Определение от 05 ноября 2002 года N320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). При этом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (далее Федеральный закон N173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно пункту 2 статьи 27 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N239) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта. Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, раздел ХХХII "Общие профессии" кочегары производственных котельных и производственных печей. Согласно Разъяснениям Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02 апреля 1976 года N 5/8, утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N81/8 (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 декабря1983 года N 308/25-67) "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" машинистам (кочегарам) котельных, занятым на обслуживании производственных котельных и производственных печей досрочные пенсии следует назначать как кочегарам производственных котельных и производственных печей.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Положения N590, действовавшему в указанный период, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 вышеназванного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
В силу пункта 109 Положения N590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Г. 18 октября 1973 года уволен с работы в связи с призывом в Советскую Армию.
С 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года Г. проходил действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, что подтверждается записью в военном билете НЛ N3106476, выданном 01 ноября 1973 года.
С 13 января 1976 года Г. принят на работу в Трест N42 мастером строительных и монтажных работ, работа в которой предусмотрена разделом XXYII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел "б" Списка N2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, код позиции 22900006-23419, и включена ответчиком в специальный стаж истца.
Таким образом, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий (январь 2002 года) период прохождения Г. службы по призыву в Вооруженных Силах СССР подлежал зачёту в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд правильно включил в специальный трудовой стаж Г. период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР, указав, что специальный стаж истца с учётом принятых к зачёту Управлением и признанных судом к зачету периодов с 13 января 1976 года по 25 июня 1976 года (00 лет 05 месяцев 13 дней), 15 октября 1976 года по 17 апреля 1979 года (02 года 06 месяцев 03 дня), 20 августа 1982 года по 31 марта 1983 года и с 01 апреля 1983 года по 26 ноября 1984 года (02 года 03 месяца 06 дней) и периода службы в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года (02 года 00 месяцев 20 дней) составляет 07 лет 03 месяцев 12 дней, то есть превышает необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ стаж - 06 лет 03 месяца.
В связи с этим правильным является также вывод суда о том, что условия для назначения Г. досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ с уменьшением возраста на 2 года соблюдены.
Из материалов дела следует, что Г., 18 ноября 1953 года рождения, (58 лет), 21 ноября 2011 года обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в установленном порядке, имеет специальный стаж по Списку N2 - 07 лет 03 месяцев 12 дней, в связи с чем суд правомерно обязал ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку период службы Г. в составе Вооруженных Сил СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, в связи с чем он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства противоречило бы положениям части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N2-П и повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объёме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы Управления были предметом исследования в суде, в решении им дана надлежащая правовая оценка и оснований для ее переоценки не имеется.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы не установила.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.В. Реброва
Н.А. Жукова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.