СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Малыгиной Г.В. и Панова И.М.,
при секретаре Д.Полянской
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кострома И.Е. на решение Псковского городского суда от 31 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кострома И.Е..
выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения Кострома И.Е., представителя ответчика - Администрации города Пскова - Е. и представителя третьего лица - Государственного комитета Псковской области по культуре - В.,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кострома И.Е., будучи матерью 4-х детей и реализуя свое право, предусмотренное пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в ред. от 14 июня 2011 года) о бесплатном получении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, 08.09.2011 года обратилась в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением N 10417 о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м. в районе "адрес", примыкающего к участку с КН 60:27:0100109:34 и с заявлением N 10415 о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м. в районе "адрес", примыкающего к участку с КН 60:27:0100109:35 и КН 60:27:0100109:34. Письмом от 14.10.2011 за исходящим номером 1/4п-8465 ей было отказано в удовлетворении заявлений по тем основаниям, что формирование испрашиваемых земельных участков не представляется возможным со ссылкой на письмо Администрации города Пскова от 07.10.2011 N 3913 о том, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории Корытовского лесопарка.
Не согласившись с таким отказом, она оспорила его в суде в порядке главы 25 ГПК РФ и просила признать отказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям и Администрации г.Пскова в проведении работ по формированию земельного участка в кадастровом квартале 60:27:100109 по "адрес" на основании нахождения участка в зоне городских лесов незаконным и обязать Администрацию г.Пскова устранить допущенное нарушение, препятствующее осуществлению права на получение участка в собственность.
В обоснование своих требований указала, что решение исполкома Псковского городского Совета народных депутатов N 467 от 05.08.1987г., информация Псковского лесохозяйственного производственного объединения Министерства лесного хозяйства РСФСР от 24.10.1990г. N 2020, информация Псковского горисполкома от 06.11.1990 года, на которых был основан отказа, не имеют никакого правового значения, поскольку не устанавливают границ лесопарка, а только определяют мероприятия по его благоустройству. При этом согласно Генеральному плану г. Пскова данная территория относится к жилой застройке.
Полагает, что определение возможности либо невозможности формирования земельного участка находится вне компетенции Администрации города Пскова. Право отказа от проведения работ по формированию земельного участка Администрации г.Пскова нормативными актами не предоставлено, только Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям вправе направить гражданину уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого участка при невозможности его формирования.
Судом заявление Кострома И.Е. рассмотрено в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков Администрации г.Пскова и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, в качестве третьих лиц судом были привлечены к участию в деле Администрация Псковской области и Государственный комитет Псковской области по культуре.
Представители ответчиков - Государственного комитета "адрес" по имущественным отношениям и Администрации "адрес", являющийся одновременно представителем третьих лиц Управления городского хозяйства и Управления по градостроительной деятельности Администрации "адрес" требования истицы не признали, пояснив, что земельный участок, который просит сформировать истица и предоставить ей в собственность на основании пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, находится на землях населённых пунктов на территории городских лесов, осуществляющих защитную функцию, в отношении которых существует запрет на строительство объектов капитального строительства.
Представитель третьего лица Администрации Псковской области позицию ответчиков поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по культуре иск также не признал, указав, что спорный земельный участок, помимо всего прочего, находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия - охраняемого природного ландшафта, что также препятствует его использованию для жилищного строительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кострома И.Е. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права с принятием нового решения об удовлетворении её требований, также судом неверно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам. Суд самостоятельно, без её участия, определил вид судопроизводства как исковое, что является нарушением закона, не применил ч.3 ст. 247 ГПК РФ, если полагал, что имеет место спор о праве. В деле нет ни одного доказательства, подтверждающего установление границ городских лесов в городе Пскове в соответствии с действующим законодательством. Привлечение к участию в деле Государственного комитета Псковской области по культуре и обсуждение границ зон охраны природного ландшафта находятся вне рамок предмета судебного разбирательства, поэтому не при каких обстоятельствах не должны приниматься во внимание.
В заседание апелляционной инстанции не явились представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям и представитель третьего лица - Администрации Псковской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства. В связи с чем, в силу ч.3 и ч.4 ст. 167 ГПК РФ апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях.
Из материалов дела усматривается, что Кострома И.Е. относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Это её право, предусмотренное абз.2 ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, ответчиками не оспаривается и не опровергается постановленным судебным решением.
Так в ходе судебного разбирательства установлено, что 08 сентября 2011г. истица, будучи многодетной матерью, обратилась в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома, самостоятельно выбрав его месторасположение. Указала, что участок прилегает одной стороной к Дачному переулку длиной 45м, другой стороной граничит с участком N 34, расположенном в кадастровом квартале 60:27:01000109. Заявление было зарегистрировано в Комитете 09 сентября 2011 года за N 10417 (л.д.5-6, 50-53).
Согласно ч.2 ст.28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На момент обращения истицы в Государственный комитет Псковской области по имущественным правоотношениям порядок предоставления земельных участков указанной категории лиц в Псковской области регламентировался Законом области от 11.07.2011 N1087-03 "О предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Псковской области", а порядок рассмотрения заявлений о предоставлении участков определялся постановлением Администрации Псковской области от 06.12.2007 N435 "О Порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" в редакции от 01.06.2011 года
В силу п.58 названного Порядка Государственный комитет Псковской области по имущественным правоотношениям после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица направляет в Администрацию города Пскова информацию о местоположении, площади и цели использования испрашиваемого земельного участка для проведения в месячный срок работ по его формированию, а именно: 1) разработке и утверждению схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; 2) определению разрешенного использования в соответствии с градостроительной документацией; 3) определению технических условий подключения объекта, предполагаемого к строительству, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение. После проведения указанных работ Администрация города Пскова направляет полученные в результате их проведения документы в Комитет,
Согласно п.59 Порядка Комитет при установлении невозможности формирования земельного участка по результатам осуществления действий, указанных в п.58 Порядка, направляет заявителю уведомление с указанием причин невозможности предоставления участка.
Во исполнении существующего Порядка 07 октября 2011 года письмом N 3913 Администрация г.Пскова сообщила Комитету, что спорное заявление, а также иные заявления о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства по "адрес" оставляются без рассмотрения, т.к. находятся на территории Корытовского лесопарка, о чем Администрацией г.Пскова Комитету уже ранее сообщалось.
14 октября 2011 года письмом N1/4-п-8465 Комитет сообщил истице о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка по вышеуказанной причине, то есть отказал ей в предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в конкретном месте - на территории Корытовского лесопарка.
Анализ действовавшего и действующего (с 28 ноября 2011 года) на территории города Пскова и Псковской области порядка предоставления многодетным семьям земельных участков бесплатно в собственность для жилищного строительства позволяет апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что формирование испрашиваемого земельного участка является одним из неотъемлемых условий предоставления участка в собственность, без которого само предоставление такого земельного участка невозможно.
Исходя из этого, рассмотрение настоящего спора в порядке искового производства следует признать правильным. То обстоятельство, что суд первой инстанции не применил ч.3 ст. 247 ГПК РФ, не является основанием для отмены судебного постановления, поскольку судом не было нарушено право истицы на защиту, требования истицы рассмотрены судом в полном объёме.
Принимая во внимание требование п.58 указанного Порядка от 6 декабря 2007 года за N 435 об осуществлении процедуры согласования с соответствующими государственными органами и организациями при формировании земельного участка, а также разрешение спора по правилам искового производства, привлечение судом к участию в деле Государственного комитета Псковской области по культуре является законным и обоснованным.
В остальной части довод апелляционной жалобы также нельзя признать состоятельным. Суд первой инстанции в своём судебном постановлении привёл нормы лесного и земельного законодательства и пришёл к верному выводу о том, что законом понятие леса, как самостоятельного природного объекта, отделяется от понятия земель и земельных участков, занятых лесом.
При этом если границы земельных участков устанавливаются в соответствии с требованиями земельного законодательства и закона "О государственном кадастре недвижимости", то границы леса, как самостоятельного объекта, его категория, функции, площадь и другие необходимые параметры, определяются в соответствии с лесным законодательством в лесоустроительной документации.
Суду ответчиками представлена лесоустроительная документация, подтверждающая, что место, где истица желает сформировать себе земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, находится на территории городского леса. Так, данный факт подтверждается:
- решением исполкома Псковского городского совета депутатов N577 от 25.12.1956г. "О создании лесопарковой зоны в районе Корытово" (л.д.130);
- решением исполкома Псковского городского совета депутатов N800 от 14.11.1990г., запретившим отводы земельных участков для индивидуального жилищного строительства в пределах Корытовского лесопарка (л.д.132);
- приказом Псковского управления лесами N29 от 11.03.1998 года о передаче Администрации г.Пскова с баланса лесхоза городских лесов (л.д.105);
- постановлением Администрации г.Пскова N132-р от 18.01.2002 г. "О городских лесах" (л.д.102), и актом приема-передачи городских лесов от 15.02.2002 года, приложенным к ним графическим материалам, согласно которым Администрация г.Пскова приняла городские леса, в том числе, в виде квартала 62 урочища "Корытово" (л.д.104);
- таксационным описанием городских лесов г.Пскова в урочище "Корытово" (л.д.99-101);
- предоставленными Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды выпискам из лесного реестра, согласно которым испрашиваемый истицей участок находится на территории, занятой городскими лесами в выделах 2 и 3 квартала 62 урочища "Корытово", ранее входившего в состав Пригородного лесничества Псковского лесхоза (л.д.141-143, 162);
- копиями планшетов границ 62-ого квартала урочища "Корытово" по результатам проведения лесоустройства в 1995 и 2007 годах, с обозначением местоположения спорного участка (л.д.163-165, 179-180);
- графическим наложением планшета N3 с границами 62-ого квартала урочища "Корытово" на кадастровый план территории г.Пскова (л.д.180);
-лесохозяйственным регламентом городских лесов г.Пскова, установленным, в том числе в отношении урочища "Корытово" (л.д.182);
-фотоортопланом, что фактически в испрашиваемом месте располагается лесная растительность (л.д.46).
Данный вывод в судебном заседании не опровергнут.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о том, что границы городского леса в урочище "Корытово" определены и установлены. Спорный земельный участок попадает в границы данного городского леса, а так как в городских лесах размещение объектов капитального строительства запрещено федеральным законодательством, то права на получение данного участка в испрашиваемом месте для испрашиваемых целей - индивидуального жилищного строительства - истица не имеет, ввиду чего данный участок сформирован и предоставлен ей быть не может.
Кроме того, согласно ст.97 ЗК РФ земли, занятые защитными лесами, относятся к землям природоохранного назначения. На землях природоохранного назначения допускается лишь ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
Таким образом, земля, располагающаяся в границах городского леса, относится к землям природоохранного назначения в силу прямого указания федерального закона.
Кроме того, согласно представленной суду выкопировке из Проекта зон охраны памятников истории и культуры г.Пскова, утвержденных решением Псковского областного Собрания депутатов 29.06.1995 г. "О мерах по сохранению культурного наследия г.Пскова" спорный земельный участок располагается в зоне охраняемого природного ландшафта (л.д. 117).
Согласно ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.
При этом в зоне охраняемого природного ландшафта хозяйственная деятельность, строительство и реконструкция зданий и сооружений ограничивается и запрещается в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Аналогичные положения содержатся в п. 12 "Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N315.
Также согласно п.3.3 "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N33 мероприятия по охране ландшафта должны быть направлены на сохранение исторически ценного рельефа, водоемов, восстановление исторического вида ландшафта и связей с окружающей природой, устранение зданий, сооружений, насаждений, искажающих ландшафт, сохранение и восстановление растительности, установление зон естественного восстановления леса, защиту луговых, береговых и других территорий от оползней, размыва, укрепление склонов, оврагов, озеленение их, проведение необходимых природоохранных мероприятий и т.п.
На территории зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, только если она не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что новое индивидуальное жилищное строительство в испрашиваемом истицей месте невозможно, поскольку противоречит целям и существу правового режима зоны охраняемого природного ландшафта.
Реализация права истицы на получение земельного участка в собственность для жилищного строительства возможна в будущем путём формирования и предоставления земельного участка в другом месте уже с учётом соответствующих постановления Администрации Псковской области от 24 октября 2011 года N 420 и решения Псковской городской Думы от 17 июля 2012 года N 212, действующих в настоящее время.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кострома И.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.