Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе
председательствующего Ельчаниновой Г.А.
судей Ениславской О.Л., Хряпиной Е.П.
при секретаре Барановой И.Б. рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Великие Луки Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Синяка И.П. удовлетворить.
Признать постановление Администрации города Великие Луки от ***2012 года N *** "Об отказе в признании гражданина Синяка И.П. малоимущим" незаконным и обязать Администрацию города Великие Луки рассмотреть заявление Синяка И.П. с учетом имеющихся у него документов в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и принять решение в установленном законом порядке".
Заслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Синяк И.П. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал решение Администрации г. Великие Луки об отказе в признании его малоимущим и просил обязать Администрацию г. Великие Луки вынести решение о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявления указал, что *** 2012 года он обратился в администрацию г. Великие Луки с надлежащим заявлением, к которому приложил все необходимые документы, перечень которых ему был указан, о признании его малоимущим для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако Постановлением Администрации г. Великие Луки от *** 2012 года N *** в удовлетворении заявления ему было отказано без указания оснований такого отказа.
Данный отказ Синяк И.П. считает несоответствующим закону, нарушающим его конституционное право на жилище, поскольку имеет доход ниже прожиточного минимума и не имеет собственности, что является основанием для признания его малоимущим для последующей реализации права на обеспечение жильем по договору социального найма.
В судебном заседании Синяк И.П. и его представитель Козырев Д.Е. поддержали заявленные требования. Синяк И.П. дополнительно пояснил, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N *** г. Великие Луки от *** 2012 года выплачивает алименты в пользу бывшей супруги на содержание дочери в размере 1/4 части всех видов дохода, что необоснованно не было учтено Администрацией г. Великие Луки при решении вопроса о признании его малоимущим.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Великие Луки Николаенко А.Г. с заявлением не согласился, поддержал изложенные письменно возражения о том, что заявителю обоснованно отказано в признании малоимущим в связи с превышением размера его дохода, который составляет *** руб., величины размера дохода, установленного Администрацией г. Великие Луки, для признания гражданина малоимущим, который на момент подачи заявления составлял 6718,00 руб. Указал, что мотивированный ответ направляется заявителю лишь в том случае, если гражданин обратился в орган местного самоуправления с иным заявлением в порядке реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а Закон Псковской области от 14.06.2006 года N 559-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не предусматривает обязанность органа местного самоуправления направлять заявителю мотивированный ответ.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Администрации г. Великие Луки ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и не применением закона, подлежащего применению. В частности, указано, что суд не учел, что Администрация г. Великие Луки не обязана учитывать размер выплачиваемых заявителем алиментов в силу положений статьи 4 Закона Псковской области от 14.06.2006 года N 559-оз. Также судом не учтены положения части 1 статьи 5, части 7 статьи 5 ЖК РФ, статьи 6 Закона Псковской области от 14.06.2006 года N 559-оз, не предусматривающие обязанность органа местного самоуправления мотивировать свой отказ в направляемом заявителю извещении о принятом решении. Выводы суда о том, что статьями 49,52,54 ЖК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления дать мотивированный ответ по вопросу признания гражданина малоимущим несостоятельны, поскольку указные нормы регулируют иные правоотношения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным ее рассмотрение по существу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, установлен Законом Псковской области от 14.06.2006 года N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Статьей 7 указанного Закона определен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 которой определен необходимый перечень документов, которые гражданин обязан предоставить одновременно с заявлением.
Основанием для признания граждан малоимущими является наличие одновременно двух условий:
1) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определенный за расчетный период в соответствии со статьями 3-5 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими;
2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, определенная в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (пункт 5 статьи 7 Закона Псковской области).
Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления, определяемым представительным органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
По результатам рассмотрения заявления о признании граждан малоимущими орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, принимает решение о признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо решение об отказе в признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о признании граждан малоимущими либо решение об отказе в признании граждан малоимущими оформляется правовым актом органа, осуществляющего признание граждан малоимущими, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления о признании граждан малоимущими и иных указанных в пункте 2 статьи 7 названного закона документов в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими.
Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании граждан малоимущими либо решения об отказе в признании граждан малоимущими выдает или направляет гражданину, подавшему заявление о признании граждан малоимущими, копию указанного решения. Отказ в признании граждан малоимущими может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что *** 2012 года Синяк И.П. обратился в Администрацию г. Великие Луки с заявлением о признании его малоимущим для принятия его на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При написании заявления им была заполнена предложенная органом местного самоуправления форма, а также представлены документы согласно предложенному перечню.
Постановлением Администрации г. Великие Луки N *** от *** 2012 года со ссылкой на Жилищный Кодекс РФ, Закон Псковской области от 14.06.2006 года N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", решения Великолукской городской Думы от 27.09.2006 года N 81, 26.02.2007 года N 12 Синяку И.П. отказано в признании его малоимущим.
Основанием отказа явилось то обстоятельство, что при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, органом местного самоуправления в соответствии со статьей 5 названного выше Закона Псковской области, установлено, что размер ежемесячного дохода Синяка И.П. составляет *** руб., что более величины размера дохода, установленного органом местного самоуправления для признания гражданина малоимущим, который на момент подачи заявления составлял 6718,00 руб.
Суд первой инстанции обоснованно признал такой отказ незаконным, а постановление Администрации г. Великие Луки подлежащим отмене. При этом суд правильно исходил из следующего.
В силу статьи 4 Закона Псковской области от 14.06.2006 года N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не учитываются, в том числе, суммы уплаченных алиментов.
*** 2012 года судебным приказом мирового судьи судебного участка N *** г. Великие Луки Псковской области с Синяка И.П. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери в размере 1/4 части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно до ее совершеннолетия. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.Т., в пользу которой взысканы алименты указанным судебным приказом, пояснила, что заявитель в добровольном порядке выплачивал ей алименты на содержание дочери ежемесячно в размере *** рублей. Данное обстоятельство необоснованно не было учтено Администрацией г. Великие Луки в нарушение положений статьи 4 Закона Псковской области от 14.06.2006 года N 559-ОЗ.
Признавая оспариваемое заявителем постановление Администрации г. Великие Луки не соответствующим закону, суд первой инстанции обоснованно, не нарушая компетенции органа местного самоуправления, возложил на Администрацию г. Великие Луки обязанность по рассмотрению заявления Синяка И.П. с учетом положений части 4 Закона Псковской области от 14.06.2006 года N 559-ОЗ и на основании документов, подтверждающих выплату Синяка И.П. алиментов.
Следует учитывать, что решением Великолукской городской Думы от 26.02.2007 года N 12 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Великие Луки, в размере одного и менее одного прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения, установленного Администрацией Псковской области на момент подачи гражданином заявления о признании малоимущим.
Согласно постановлению Администрации Псковской области от 17.04.2012 года N 188 величина прожиточного минимума по Псковской области за 1 квартал 2012 года установлена на душу населения в размере 6232 рубля, для трудоспособного населения - 6844 руб.
Из материалов дела следует, что доход заявителя за расчетный период составил *** руб., в связи с чем его ежемесячный доход определен органом местного самоуправления в размере *** руб. Орган местного самоуправления при расчете размера дохода Синяка И.П. не учел сумму выплачиваемых алиментов, в связи с чем не имеется оснований для выводов о правильности произведенного расчета и отсутствии оснований для признания Синяка И.П. малоимущим.
Довод апеллятора о несостоятельности выводов суда первой инстанции о том, что из смысла статей 49,52,59 ЖК РФ следует, что на любое обращение гражданина должен быть предоставлен мотивированный ответ со ссылкой на статьи закона, в том числе по вопросам, связанным с правом гражданина на жилье, а значит и по постановке на учет малоимущих, поскольку данные нормы регулируют иные правоотношения, судебной коллегией не принимается в силу следующего.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализация гражданами данного права регулируется, в том числе и Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно статье 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ
по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона).
Статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
По смыслу приведенных нормативных положений гражданин имеет право
на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов, то есть мотивированного ответа.
В данном случае, при отсутствии мотивированного отказа Синяк И.П. был лишен не только права на получение исчерпывающей информации по существу обращения, но и возможности устранить обстоятельства, послужившие причиной отказа.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи О.Л. Ениславская
Е.П. Хряпина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.