Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Спесивцевой С.Ю.
Судей Адаева И.А., Дмитриевой Ю.М.
При секретаре Ищенко О.В.
рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Желобецкой М.В. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 21 июня 2012 года, которым постановлено:
в иске Желобецкой М.В. к Государственному учреждению Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда - отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Желобецкая М.В. обратилась в суд с иском к ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указала, что является инвалидом первой группы и имеет право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, которая ей в 2010 году ответчиком не предоставлена. Просила суд обязать ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в ЛПУ "Санаторий "Голубые озера" из расчета 21 день за 2010 календарный год и компенсировать моральный вред в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель ответчика - ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исковые требования не признал, указал, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В 2010 году путевка Желобецкой М.В. не предоставлена по объективным причинам: в связи с недостаточным поступлением финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования. В 2011 году Желобецкой М.В. 05.12.2011 была предоставлена путевка по заявлению от 17.02.2011 в соответствии с очередностью. В 2012 году истица отказалась от набора социальных услуг и, следовательно, утратила право на получение путевки в 2012 году.
Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Великие Луки и Великолукскому району, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, разрешение исковых требований Желобецкой М.В. оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Желобецкая М.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение ее конституционных прав. Указывает, что отсутствие либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации прав граждан, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении социальной помощи, гарантированной законом.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Желобецкая М.В., будучи инвалидом "данные изъяты" группы по зрению, 17 февраля 2010 года обратилась в ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и была поставлена на учет для получения путевки за N 732 (л.д. 6,7).
Судом установлено, что заявление Желобецкой М.В. в 2010 году не удовлетворено в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, перечисленных в ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации в 2010 году для обеспечения путевками всех граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение, то есть по объективным причинам.
Разрешая спор по существу с учетом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Реализация права на санаторно-курортное лечение регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предоставлением инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу статьи ст. 6.3 п. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 статьи 6.3 этого же закона допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью либо в части, установлен порядок такого отказа, при этом гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или иным способом.
Таким образом, федеральным законом установлен период предоставления гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, то есть, период с 01 января по 31 декабря текущего года.
Следовательно, право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года, на что акцентировал внимание Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за третий квартал 2009 года.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 864 разработаны и утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
За счет выделенных средств Фонд производит оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Стоимость путевки определяется с учетом установленного Приказами Минсоцздравразвия на каждый год размера одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях.
Таким образом, Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путевок в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий календарный год, недостаточность которых для удовлетворения заявок лиц, имеющих право на предоставление путевки в текущем году, не может быть поставлена в вину фонду.
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает возможности обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, санаторно-курортными путевками за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели, и, принимая во внимание, что период, в течение которого Желобецкая М.В. имела право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение (2010 год) истек, оснований для удовлетворения иска Желобецкой М.В. у суда имелось.
Доводы апелляционной жалобы Желобецкой М.В. не содержат правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи", правовые нормы которого неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 N1027-О-О, от 11 мая 2012 года N817-О).
Ссылаясь на право федерального законодателя в порядке реализации своих дискреционных полномочий с учетом особенностей правового статуса отдельных категорий граждан совершенствовать механизм предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части, касающейся предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, гражданам, которые не были обеспечены такими путевками в течение календарного года, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при наличии у граждан права выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной компенсации, действующее правовое регулирование получения государственной социальной помощи не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, имеющих право на получение мер социальной защиты.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Желобецкой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Ю. Спесивцева
Судьи И.А. Адаев
Ю.М. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.