Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Дмитриевой Ю.М., Панова И.М.,
при секретаре Гриневой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации ХХ района, Администрации городского поселения " ХХ" ХХ района, Администрации сельского поселения " ХХ волость" ХХ района на решение Плюсского районного суда Псковской области от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:
Иск Псковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение " ХХ" и муниципального образования сельское поселение " ХХ волость" в срок до **.**2012 года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов".
Обязать администрацию муниципального образования ХХ район в срок до **.**2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории СП " ХХ волость" и ГП " ХХ".
Выслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения представителей Администрации ХХ района Ефимовой А.А., Администрации городского поселения " ХХ" Кахно М.П., Администрации сельского поселения " ХХ волость" Шабазгериева Б.Р., прокурора Лепихиной М.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Псковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском, в котором просил обязать Администрацию муниципального образования городское поселение " ХХ" в срок до **.** 2012 года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов", а так же обязать администрацию муниципального образования " ХХ район" в срок до **.** 2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования городское поселение " ХХ".
В обоснование исков указано, что на территории данного городского поселения отсутствует необходимое количество контейнерных площадок для сбора мусора, не организован их вывоз в соответствии с нормами накопления и хранения, не согласован график их вывоза с органами Роспотребнадзора.
Твердые бытовые отходы вывозятся МП "Жилкоммунсервис" на территорию разрешенной свалки. При этом МП не имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности, а сам полигон не соответствует требованиям санитарных правил. В частности, не проведены геологические и гидрологические изыскания, не разработан проект нормативов и лимитов на размещение отходов; не соблюдается цикл изоляции отходов, на выезде отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка, территория свалки не огорожена и не разбита на карты, уплотнение и окончательная изоляция слоя ТБО не осуществляется, производственный контроль не обеспечен.
Таким образом, органы местного самоуправления не обеспечивают организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также их утилизацию и переработку, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.
С аналогичным иском Псковский межрайонный природоохранный прокурор обратился к муниципальному образованию сельское поселение " ХХ волость" и к Администрации ХХ района в части обязания организовать сбор и вывоз, а также утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории данного сельского поселения.
Определением суда от **.** 2011 года гражданские дела по данным искам соединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского поселения " ХХ" иск не признал, пояснив, что малое количество контейнеров для сбора мусора, недостаточная периодичность их вывоза обусловлена как недостатком финансовых средств, так и отсутствием у МП "Жилкоммунсервис" необходимого количества техники.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения " ХХ волость" иск не признал, полагая нецелесообразным оборудование площадок и установку контейнеров в деревнях, в том числе из-за отсутствия средств и возможностей у МП "Жилкоммунсервис".
Представитель ответчика Администрации ХХ района иск не признал, пояснив, что Администрация района выделила в аренду земельный участок под свалку МП "Жилкоммунсервис", которое занимается сбором и вывозом мусора и, соответственно, должно осуществлять все мероприятия, связанные с функционированием полигона.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Администрация ХХ района, Администрация городского поселения " ХХ" ХХ района, Администрация сельского поселения " ХХ волость" ХХ района ставят вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением или неправильным применением норм материального права, полагая, что Администрациями соответствующих муниципальных образований свои обязанности исполнены.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории вышеуказанных городского и сельского поселений не соблюдаются требования СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в частности отсутствуют контейнеры в необходимом количестве, а вывоз мусора производится нерегулярно.
Единственный полигон ТБО, куда поступают отходы с территории данных поселений, находящийся на территории ХХ района, не соответствует требованиям Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", в частности, отходы складируются без траншей и засыпки, инструментальные и лабораторные исследования не проводятся, территория полигона не ограждена. МП "Жилкоммунсервис", которому передан земельный участок для организации свалки и с которым заключаются договоры на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора, не имеет лицензии на осуществление данных видов деятельности.
Поскольку указанные обстоятельства, подтвержденные материалами дела и не оспариваемые представителями ответчиков, свидетельствуют о неисполнении Администрациями городского поселения " ХХ" и сельского поселения " ХХ волость", а также Администрацией ХХ района полномочий по решению указанных вопросов местного значения, суд, с учетом того, что действующее законодательство не связывает реализацию этих полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда и не указывают на обстоятельства, которые следует рассматривать как основания для отмены или изменения судебного решения.
Нарушений процессуального характера, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ХХ районного суда Псковской области от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации ХХ района, Администрации городского поселения " ХХ" ХХ района, Администрации сельского поселения " ХХ волость" ХХ района - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Ю.М. Дмитриева
И.М. Панов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.