Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Дмитриевой Ю.М., Панова И.М.,
при секретаре Гриневой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора на решение Плюсского районного суда Псковской области от 08 декабря 2011 года, которым постановлено:
Отказать Псковскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы отнести на счет федерального бюджета Российской Федерации.
Выслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения прокурора Лепихиной М.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, представителей Администрации ХХ района Ефимовой А.А., Администрации городского поселения " ХХ" Фоминой И.В., Администрации сельского поселения " ХХ волость" Хулкко А.В., Администрации сельского поселения " ХХ волость" Костенко Н.Е., возражавших против удовлетворения представления прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Псковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с исками к Администрации муниципального образования городское поселение " ХХ", Администрации муниципального образования сельское поселение " ХХ волость", Администрации муниципального образования сельское поселение " ХХ волость", а также к Администрации муниципального образования " ХХ район", в которых просил обязать Администрацию городского поселения " ХХ", Администрацию сельского поселения " ХХ волость", Администрацию сельского поселения " ХХ волость" в срок до **.** 2012 года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов", а так же обязать Администрацию ХХ района в срок до **.** 2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований городское поселение " ХХ", сельское поселение " ХХ волость", сельское поселение " ХХ волость".
В обоснование исков указано, что на территориях данных городского и сельских поселений не приняты меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. В населенных пунктах указанных поселений не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт, график на вывоз твердых бытовых отходов, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами.
На территории муниципального образования " ХХ район" имеется одна свалка для размещения твердых бытовых отходов, обслуживание которой осуществляет МП "Жилкоммунсервис". Документы на размещение свалки с проведением геологических и гидрологических изысканий отсутствуют, не разработан проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, у эксплуатирующей организации отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов производства и потребления. Не соблюдается технологический цикл изоляции отходов. На выезде из полигона не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка, служебные и бытовые помещения полигона находятся в неудовлетворительном состоянии, территория свалки не благоустроена и не ограждена, не разбита на карты, уплотнение и окончательная изоляция слоя ТБО не осуществляется, производственный контроль эксплуатации свалки не обеспечен.
Указанные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в муниципальном образовании.
Определением суда от 07 декабря 2011 года гражданские дела по данным искам соединены в одно производство.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации сельского поселения " ХХ волость", Администрации сельского поселения " ХХ волость", Администрации городского поселения " ХХ" иск не признали, полагали, что на данных территориях организован оптимальный способ и график вывоза мусора, который является экономически выгодным для поселения.
Представитель ответчика Администрации ХХ района Ефимова А.А. иск не признала, полагала, что Администрация необходимые меры приняла, выделив земельный участок и создав муниципальное предприятие. Ответственность за недостатки в содержании полигона должно нести МП "Жилкоммунсервис".
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проводимые на территории вышеуказанных городского и сельских поселений мероприятия по сбору, хранению и вывозу твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Вместе с тем, судом сделан вывод о том, что Администрациями муниципальных образований не запрещенным законом способом организован на территориях своих поселений сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Указав, что собираемый мусор упаковывается населением в специальные мешки и до сбора хранится у каждого дома, бытовые отходы в поселениях собираются от одного до трех раз в неделю, суд посчитал данный способ сбора мусора рациональным и безопасным, придя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора к Администрациям поселений.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Указанными санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 установлены нормативные требования к организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий.
Поскольку по делу установлено несоответствие принятых ответчиками мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов санитарным правилам, что подтверждено материалами дела и не оспаривается представителями ответчиков, данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Администрациями городского поселения " ХХ", сельского поселения " ХХ волость", сельского поселения " ХХ волость" полномочий по решению указанных вопросов местного значения. В связи с чем требования прокурора об обязании Администраций данных муниципальных образований организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с указанными санитарными правилами являются обоснованными.
При этом довод ответчиков об отсутствии необходимых денежных средств для решения вопросов местного значения судебная коллегия находит неубедительным, поскольку действующим законодательством данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Судебная коллегия также находит незаконным решение суда в части отказа в удовлетворении требований природоохранного прокурора к Администрации ХХ района.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
По делу установлено, что земельный участок для организации свалки на территории ХХ района на основании распоряжения Администрации ХХ района от **.** 2007 года NN выделен МП "Жилкоммунсервис", которое осуществляет деятельность по вывозу, утилизации и переработке твердых бытовых отходов, не имея лицензии на осуществление данной деятельности. При этом санкционированная свалка по многим показателями не соответствует требованиям Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
В противоречие установленным фактам, суд отказал в удовлетворении требований прокурора к Администрации ХХ района, указав, что Администрация в пределах своей компетенции организовала утилизацию бытовых отходов, для чего создала Муниципальное предприятие "Жилкоммунсервис", выделила под полигон земельный участок и передала его в аренду специализированному муниципальному предприятию.
Однако данные выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Администрация района, передав земельный участок для организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых отходов предприятию, не имеющему необходимой лицензии, при наличии данных о несоответствии единственной в районе свалки установленным санитарным требованиям, не может быть освобождена от возложенной на нее обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая, что значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Псковского природоохранного межрайонного прокурора.
Указанный прокурором срок для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, а также для организации утилизации и переработки бытовых отходов, судебная коллегия находит разумным, достаточным для совершения необходимых мероприятий.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Плюсского районного суда Псковской области от 08 декабря 2011 года отменить, принять новое решение, которым иск Псковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение " ХХ", Администрацию муниципального образования сельское поселение " ХХ волость", Администрацию муниципального образования сельское поселение " ХХ волость" в срок до **.** 2012 года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов".
Обязать Администрацию муниципального образования " ХХ район" в срок до **.** 2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения " ХХ волость", сельского поселения " ХХ волость", городского поселения " ХХ".
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Ю.М. Дмитриева
И.М. Панов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.