Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Спесивцевой С.Ю.
судей Адаева И.А., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре Ищенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Великолукского городского суда от 5 июня 2012 года, которым постановлено:
Иск Большакова Ю.А. удовлетворить.
Признать за Большаковым Ю.А. право на присвоение почетного звания "Ветеран труда".
Обязать Территориальное управление города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области включить Большакова Ю.А. в списки лиц, представляемых к получению звания "Ветеран труда".
Выслушав доклад судьи Адаева И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Большаков Ю.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (далее - Территориальное управление ГГУСЗН) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование указал, что является пенсионером по выслуге лет в связи со службой в органах внутренних дел, имеет выслугу "..." года "..." месяцев "..." дней, а также государственную награду - медаль "За безупречную службу" 3 степени. Полагая, что имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", он обратился в Территориальное управление г. Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о представлении к присвоению звания "Ветеран труда". Решением ответчика от (дата)2012 ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то обстоятельство, что его общий трудовой стаж (в календарном исчислении) составляет менее 25 лет. Полагая, что решение ответчика является незаконным, просил удовлетворить иск.
Представитель Территориального управления ГГУСЗН Ульянова М.С. возражала против удовлетворения иска, указав, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Поскольку действующим пенсионным законодательством для мужчин установлены требования о наличии 25-летнего трудового стажа для присвоения звания "Ветеран
труда", то оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем Территориального управления ГГУСЗН ставится вопрос об отмене судебного акта со ссылкой на неправильное истолкование судом норм материального права.
В возражениях на жалобу Большаков Ю.А. указал, что считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, хотя о нем были извещены надлежащим образом (л.д. "...").
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Судом установлено, что Большаков Ю.А. проходил службу в органах внутренних дел и был уволен со службы по п. "в" ст. 19 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" по выслуге лет; награжден медалью "За безупречную службу" 3 степени; имеет выслугу лет в календарном исчислении "..." года "..." месяцев "..." дней.
Обращаясь в суд с настоящим иском, и полагая себя имеющим право претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", истец указал, что отвечает всем условиям действующего законодательства для присвоения указанного звания.
Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с доводами Большакова Ю.А. и отверг доводы ответчика.
Судебная коллегия признает суждения суда ошибочными, основанными на неправильном толковании закона.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено 5 (пять) категорий ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы.
Согласно п. 1 ст. 6 закона "О ветеранах" ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными
знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы.
Согласно данной норме для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание "Ветеран государственной службы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Анализ норм Федерального закона "О ветеранах" позволяет сделать вывод о том, что условия присвоения звания "Ветеран труда" установлены для лиц, имеющих необходимый стаж трудовой деятельности, продолжительность которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что в статье 7 закона "О ветеранах" используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", поскольку в ныне действующем законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вместо понятия "трудовой стаж" используется понятие "страховой стаж", а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе, так как она предусмотрена только за государственную службу.
В соответствии со статьей 10 ранее действовавшего закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении): мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам - не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в указанном законе N 340-1 были определены условия назначения пенсии за выслугу лет, к которой пенсия, назначенная по линии органов внутренних дел, не относилась. Вместе с тем, статьей 90 закона N 340-1 военная служба и другая, приравненная к ней служба, включалась в общий трудовой стаж. На основании этого, при наличии стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, пенсионеры из числа сотрудников органов внутренних дел, имели право претендовать на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы истца о том, что при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" необходимо применять положения Закона РФ от 12.02.1993 N
4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", предоставляющие право на пенсию за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона РФ N 4468-1, указанные в нем лица имеют право также на получение трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с этими нормами, в страховой стаж засчитывается период прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...".
Однако эти положения закона применяются в случае назначения лицу, проходившему службу, трудовой пенсии.
Поскольку условия назначения пенсии и присвоения звания "Ветеран труда" различны, включение периода прохождения службы в стаж трудовой деятельности, предусмотренный при назначении трудовой пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда". Иное толкование закона противоречило бы общему правилу отнесения граждан к категории ветеран труда за продолжительность добросовестного труда, установленному в статье 1 Федерального закона "О ветеранах".
Подобная позиция изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.02.2012 N 238-О-О, в пункте 2 которого указано, что такое правовое регулирование распространено в равной мере на всех лиц из числа указанных категорий и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, не выработавшего необходимую для присвоения звания "Ветеран труда" продолжительность трудового стажа. Более того, в пункте 3 Определения указано, что заявитель фактически просит об изменении условий присвоения названного звания в отношении сотрудников органов внутренних дел, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ N 4468-1, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
В этих условиях судебная коллегия полагает, что суд общей юрисдикции не наделен правом изменять условия присвоения звания "Ветеран труда" в отношении сотрудников ОВД, получающих пенсию за выслугу лет, и не выработавших необходимого для присвоения этого звания трудового стажа, так как это относится к компетенции законодателя.
Поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", оснований для присвоения ему звания "Ветеран труда" не имеется.
Кроме изложенного, судебная коллегия учитывает определенное преюдициальное значение постановления Президиума Псковского областного суда от (дата)2006 по делу по заявлению Большакова Ю.А. об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, в соответствии с которым заявителю было отказано в удовлетворении предъявленного требования с мотивировкой об отсутствии у него права на получение звания "Ветеран труда".
Противоположные выводы и суждения суда первой инстанции являются несостоятельными и противоречат нормам материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия принимает решение об отмене незаконного судебного акта и постановляет новое решение об отказе в удовлетворении предъявленных Большаковым Ю.А. требований.
Поскольку судом первой инстанции 14 июня 2012 года было вынесено дополнительное решение о взыскании с Территориального управления ГГУСЗН в пользу истца "..." рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, оно также подлежит отмене, как незаконное.
Руководствуясь ст. 328, п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда от 5 июня 2012 года и дополнительное решение того же суда от 14 июня 2012 года отменить, постановив новое решение, которым в удовлетворении иска Большакова Ю.А. к Территориальному управлению города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении обязанности включить его в список лиц, представляемых к получению звания "Ветеран труда" и о взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Председательствующий С.Ю.Спесивцева
Судьи: И.А.Адаев
Ю.М.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.