Судья суда Ненецкого автономного округа Гомола С.Н.,
при секретаре Мусинской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Безукладовой О.А. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 мая 2012 года, которым
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Безукладовой О.А. от 12 марта 2012 года N 03К/14.9-2012 о привлечении начальника Управления муниципального имущества Администрации МО "МР "Заполярный район" Мухина Андрея Юрьевича к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей отменено и производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту УФАС по НАО) Безукладовой О.А. N 03К-14.9-2012 от 12 марта 2012 года Мухин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Нарьян-Марского городского суда от 23 мая 2012 года данное постановление отменено, и производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
С указанным решением не согласился руководитель УФАС по НАО Безукладова О.А., в жалобе просит решение суда отменить.
Свои требования мотивирует тем, что на Мухина А.Ю., как начальника Управления муниципальным имуществом, на основании Устава МР "Заполярный район", Положения об Управлении муниципальным имуществом администрации МР "Заполярный район" в сфере управления муниципальным имуществом возложена обязанность осуществлять контроль за исполнением условий договоров аренды муниципального имущества.
Ненадлежащее исполнение Мухиным А.Ю. своих должностных обязанностей по осуществлению контроля за организацией управления муниципальным имуществом, распоряжением таким имуществом привело к заключению и исполнению договоров аренды без торгов.
Мухин А.Ю. зная о допущено нарушении законодательства, не предпринял всех зависящих от него мер по расторжению таких договоров, бездействовал при осуществлении контроля за текущей деятельностью Управления.
Действия Мухина А.Ю. по реализации договоров аренды имущества без торгов и бездействие по принятию мер по их расторжению привели к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке услуг по передачи муниципального имущества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения Мухина А.Ю., заслушав пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества без проведения соответствующих торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения этих договоров является нарушением указанных положений Закона "О защите конкуренции" и подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Из содержания части 1 статьи 14.9 КоАП РФ следует, что субъектом ответственности являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.
Статьёй 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Исходя из анализа норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО "Заполярный район", Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "МР "Заполярный район" следует, что все действия по организации управления и подготовки вопросов распоряжения муниципальным имуществом возложены на Управление муниципального имущества Администрации МР "Заполярный район", начальник Управления муниципального имущества Администрации МР "Заполярный район" наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.
Мухин А.Ю. с 07 декабря 2009 года является начальником Управления муниципального имущества Администрации муниципального района "Заполярный район".
Основанием для привлечения Мухина А.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, согласно частей 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, послужило то, что решением комиссии УФАС по НАО от 03 мая 2011 года установлен факт нарушения Администрацией МО "Заполярный район" части 1 статьи 15, пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров аренды недвижимого имущества от 05 июня 2010 года N 01-16-310/10 и от 15 марта 2010 года N 01-16/202/10 без проведения торгов.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
29 февраля 2012 года в отношении начальника Управления муниципального имущества Администрации МО "МР "Заполярный район" Мухина А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
12 марта 2012 года начальник Управления муниципального имущества Администрации МО "МР "Заполярный район" Мухин А.Ю. был признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении руководитель УФАС по НАО Безукладова О.А. исходила из того, что Мухин А.Ю., являясь начальником Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования "Заполярный район", в обязанности которого входит обеспечение эффективного управления, распоряжения муниципальным имуществом, организация управления и подготовка вопросов распоряжения муниципальным имуществом (в том числе сдача в аренду), осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, совершил действия (бездействие), недопустимые в соответствии с частью 1 статьи 15, пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".
Данные действия выразились в реализации (исполнении) договоров аренды недвижимого имущества от 05 июня 2010 года N 01-16-310/10 и от 15 марта 2010 года N 01-16/202/10, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными учреждениями, с ГУП НАО "Ненецкая фармация", без проведения конкурса (аукциона) на право заключения данных договоров, что привело или могло привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
В качестве доводов, послуживших к отмене вынесенного административным органом постановления по делу от 12 марта 2012 года о привлечении Мухина А.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, судья Нарьян-Марского городского суда в своем решении от 23 мая 2012 года, ссылаясь на положения Устава МО "МР "Заполярный район", пункт 3 части 1 статьи 8 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "МР "Заполярный район", распоряжения главы МР "Заполярный район" N 1132-лс от 07.12.2009 г., N 115-лс от 16 февраля 2010 г., N355-лс от 12 мая 2010 года, указал, что Мухин А.Ю. как начальник Управления муниципального имущества администрации МР "Заполярный район" непосредственного участия в заключении договоров аренды недвижимого имущества и передаче арендатору нежилых помещений не принимал, поскольку в данные периоды находился в ежегодных оплачиваемых отпусках, а действие вышеуказанных договоров в иные периоды работы Мухина А.Ю. не свидетельствуют о наличии в его действиях признаков данного административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено и не оспаривается участниками производства по делу об административном правонарушении, что Мухин А.Ю., как начальник Управления МО "Заполярный район", непосредственного участия в заключении договоров аренды недвижимого муниципального имущества от 15 марта 2010 года и от 5 июня 2010 года и передаче арендатору нежилых помещений, являющихся предметом указанных договоров аренды, не принимал.
В данный период Мухин А.Ю. свои служебные обязанности не исполнял, поскольку находился в отпуске.
Следовательно, Мухин А.Ю. в данном случае не является тем должностным лицом в понимании КоАП РФ, которое подлежит административной ответственности, поскольку его полномочия на период заключения вышеуказанных договоров ничем не подтверждены.
Действие указанных выше договоров аренды в периоды исполнения Мухиным А.Ю. должностных обязанностей начальника Управления муниципального имущества МО "Заполярный район" само по себе не свидетельствует о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Данный вывод также не вытекает из содержания статей 15 и 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", о нарушении которых действиями (бездействием) Мухина А.Ю. указано в постановлении руководителя УФАС по НАО от 12 марта 2012 года.
При изложенных выше обстоятельствах решение судьи Нарьян-Марского городского суда является законным и обоснованным и по основаниям, изложенным в жалобе, отмене не подлежит.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей первой инстанции при рассмотрении дела.
Доводы, приведенные в жалобе, получили надлежащую и правильную правовую оценку.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, выводы судьи о невиновности Мухина А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.
Решение в соответствии с требованием пункта 6 части 1 статьи 29.10 и статьи 30.7 КоАП РФ надлежащим образом мотивировано.
Нарушения норм материального и процессуального права судьей не допущено и правовых оснований для пересмотра решения судьи не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 мая 2012 года в отношении Мухина Андрея Юрьевича оставить без изменения, а жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Безукладовой О.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Гомола
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.