Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей: Маслова А.К., Богданова А.П.
при секретаре Черновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года
апелляционную жалобу Смехнева А.Р.
на решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 28 мая 2012 года
по делу по иску Смехнева А.Р. к администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области о признании незаконным распоряжения главы администрации и понуждении к перерасчету пенсии.
Заслушав доклад судьи Богданова А.П., объяснения Смехнева А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области Некравцевой Е.И. и представителей управления социальной защиты населения администрации Алексеевского района Сарайкиной А.В. и Собиной Е.В., просивших об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
до 18 марта 1999 года Смехнев А.Р. работал в должности начальника управления социальной защиты населения администрации Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области. С 1 сентября 1999 года ему установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, размер которой изначально составил ***,* рублей.
С 1 ноября 2011 года распоряжением главы администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области N 1525-р от 07.11.2011 года на основании решения Муниципального совета Алексеевского района от 19 апреля 2011 года N 6 истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере **** рублей.
Дело инициировано иском Смехнева А.Р., который просил признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области N 1525-р от 07.11.2011 года и обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии за выслугу лет исходя из должностного оклада начальника управления социальной защиты населения администрации Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области в размере **** рублей с последующей индексацией по нормам пенсионного законодательства.
Представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании иск не признали, сославшись на установление решением Муниципального совета Алексеевского района от 19 апреля 2011 года N 6 иного порядка расчета пенсии за выслугу лет, а также на отсутствие нарушений прав истца при перерасчете пенсии за выслугу лет.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Смехнев А.Р. просит об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактически установленным обстоятельствам, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Смехнев А.Р. с 11.05.1974 года работал в должности заведующего *** Алексеевского исполкома районного Совета народных депутатов и с 01.04.1996 года - начальником ***. 18.03.1999 года истец уволен с муниципальной должности в связи с выходом на пенсию.
Решением Совета депутатов Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области от 10.08.1999 года N 11 было утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Алексеевского района и г.Алексеевки, на основании которого Смехневу А.Р. назначена доплата к государственной пенсии.
На основании решения Муниципального совета муниципального района "Алексеевский район и г.Алексеевка" Белгородской области от 04.08.2009 года N 12 ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, установлена в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении указанных должностей свыше трех лет 75 процентов их месячного денежного содержания, при этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего муниципальной службы Алексеевского района. С учетом данного Положения размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истца на 1 июня 2011 года составил 4032,08 рублей.
С 1 июля 2011 года вступило в силу решение Муниципального совета муниципального района "Алексеевский район и г.Алексеевка" Белгородской области от 19.04.2011 года N 6 "О выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования - муниципальный район "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области", согласно которому минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в размере полутора тысяч рублей, максимальный размер составляет 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за последние 12 полных месяцев муниципальной службы Белгородской области, предшествующих дню ее прекращения, за вычетом трудовой пенсии по старости.
Распоряжением Главы администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области от 07 ноября 2011 года N 1525-р Смехневу А.Р. назначена пенсия за выслугу лет в размере **** рублей.
Несогласие истца с размером данной пенсии и порядком ее исчисления основано на неверном толковании закона.
В силу статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Законодатель муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области реализовал данное полномочие и назначил пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования - муниципальный район "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области.
Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет и правомерности ее изменения органом местного самоуправления размера такого рода выплаты, анализируя собранные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств бюджетов муниципальных образований доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, законодатель муниципального образования, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой выплаты, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Настаивая на незаконности действий ответчика и на уменьшении объема его пенсионного обеспечения, истцом не приняты во внимание фактически установленные обстоятельства, что после введения нового правового регулирования размер причитающейся ему пенсии увеличился.
Факт получения им в октябре 2011 года спорной пенсии в размере **** рублей также не подтверждает его доводы. В суде апелляционной инстанции Смехнев А.Р. не оспорил возражения ответчика, что причиной выплаты пенсии в указанном размере явилась счетная ошибка должностных лиц администрации муниципального образования.
Не признаются убедительными и заявления Смехнева А.Р. о нарушении судом норм процессуального права и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представленные доказательства правильно оценены судом по правилам статьи 67 ГПК РФ с точки зрения их достаточности и взаимной связи, и результаты их оценки отражены в оспариваемом решении в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ.
Как следует из протокола судебного заседания ходатайства об истребовании сведений о должностных окладах и размерах доплат руководителей управлений муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" не поступало, что опровергает соответствующие ссылки истца о нарушении принципа состязательности и равноправия сторон.
Вопреки утверждениям автора жалобы обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, решение основано на обстоятельствах, установленных в судебном заседании, при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права.
Приведенные истцом доводы, которым дана верная оценка, являются фактически позицией апеллятора в суде первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, когда доводы жалобы не опровергают правильность постановленных выводов, судом правильно истолкован и применен материальный закон и не допущено нарушений процессуального законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 28 мая 2012 года по делу по иску Смехнева А.Р. к администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" Белгородской области о признании незаконным распоряжения главы администрации и понуждении к перерасчету пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу Смехнева А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.