Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Зюзюкина А.Н., Богониной В.Н.,
при секретаре Евтушенко М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2012 года
апелляционную жалобу заявителя Мухаметова С.Х.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 05 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Мухаметова С.Х. об оспаривании бездействия администрации г. Белгорода и департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., объяснения представителя заинтересованного лица администрации г. Белгорода- Кульгаевой И.В. (по доверенности), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухаметов С.Х. является пенсионером государственной гражданской службы Российской Федерации и относится к категории граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125- ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с 2001 г. состоял на учете на получение жилищной субсидии по месту жительства в "адрес".
В мае 2009 г. в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Белгород, Мухаметов обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список граждан - получателей жилищной субсидии в соответствии с положениями указанного Федерального закона. Ему было отказано в виду того, что разрешение указанного вопроса к компетенции органа местного самоуправления не относится.
Мухаметов обратился в суд с иском о признании за ним права на получение и использование жилищной субсидии и о возложении на органы исполнительной власти Белгородской области обязанности произвести постановку его на учет на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 13.04.2010 г. иск удовлетворен частично. За Мухаметовым признано право на получение и использование жилищной субсидии, на органы исполнительной власти Белгородской области возложена обязанность произвести постановку Мухаметова на учет на получение жилищной субсидии в г. Белгороде в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 08.06.2010 г. решение суда отменено в части обязания органа исполнительной власти произвести постановку Мухаметова на учет на получение жилищной субсидии и в этой части принято новое решение, которым такая обязанность возложена на орган местного самоуправления - администрацию г. Белгорода.
Во исполнение кассационного определения комиссией по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода принято решение о признании Мухаметова нуждающимся в улучшении жилищных условий с его постановкой на учет с 08.06.2010 г.. Порядковым номером *** он включен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по г. Белгороду на 2011 год (протокол N от 24.12.2010 г.).
24.02.2011 г. Мухаметов обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода с заявлением о предоставлении ему информации по вопросу постановки его на учет, а именно просил предоставить: соответствующее решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях; протокол N от 24.12.2010 г.; список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; Книгу регистрации и учета граждан, имеющих такое право - приложение N 2 к Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879).
Дело инициировано заявлением Мухаметова в порядке ст. 254 ГПК РФ. После уточнения заявленных требований он просил признать незаконным бездействие департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, выразившееся в том, что департамент не ответил на его жалобу от 24.02.2011 г. и не предоставил возможность ознакомления со списками граждан, имеющих право на жилищную субсидию, и просил признать незаконными бездействия администрации г. Белгорода, выразившиеся в постановке на жилищный учет не с момента обращения в 2009 году, а после судебного решения в 2010 году, и в том, что ему не представлена книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Мухаметовым требований, суд исходил из тех обстоятельств, что: заявитель поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.06.2010 г., включен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по г. Белгороду, на его обращение в управление социальной защиты администрации г. Белгорода от 24.02.2011 г. ему дан ответ с предложением ознакомиться с указанным списком на сайте департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, с приложением выписки из протокола заседания жилищной комиссии N 34 от 24.12.2010 г.; с жалобой от 24.02.2011 г. заявитель в департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области не обращался, а на жалобу от 23.11.2011 г. ему дан ответ; Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не возлагает на органы местного самоуправления обязанность предоставлять заинтересованным лицам книгу регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; администрация г. Белгорода исполнила судебное решение о постановке заявителя на учет на получение жилищной субсидии, постановление об окончании исполнительного производства заявитель не обжаловал, в связи с чем признаны несостоятельными доводы Мухаметова о бездействии администрации в связи с постановкой на учет не в 2009 году; заявитель не привел доводов и не предоставил доказательств нарушения его прав и свобод оспариваемыми бездействиями и без уважительных причин пропустил установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения, считая его противоречивым, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, не полным, т.к. суд не указал к полномочиям какого органа относится ведение Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Полагает преждевременным вывод суда о допущенном пропуске срока обращения с заявлением, поскольку изначально пытался восстановить свои права в административном порядке, получив последний ответ на обращение к уполномоченному по правам человека из управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода 23.01.2012 г..
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Суд первой инстанции правильно определил правоотношения, возникшие между сторонами, юридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Оснований полагать, что эта оценка является неверной, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям ст. 67 ГПК РФ, не имеется.
Для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, необходимо одновременное наличие двух условий: во- первых, несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному акту; во- вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании действий (бездействия) незаконными (ст. 258 ГПК РФ).
Требуя признать незаконным бездействие администрации г. Белгорода, выразившиеся в не предоставлении Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, заявитель не обосновал и не доказал, какие конкретно его права и законные интересы нарушены обжалуемым бездействием, что является определяющим моментом для оценки обоснованности и правомерности заявленных им требований.
Как правильно установил суд первой инстанции, заявитель включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья и ему предоставлена возможность ознакомиться с этим списком на сайте Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области. Неправильная, по мнению заявителя, его очередность в этом списке, не является признаком незаконного бездействия.
Суд первой инстанции обоснованно и справедливо признал несостоятельной ссылку заявителя на бездействие Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, выразившееся в отсутствие ответа на его жалобу от 24.02.2011 г., т.к. с такой жалобой заявитель не обращался.
При установленных обстоятельствах, изложенные в решении выводы суда о недоказанности бездействия, допущенного Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, являются правильными, логичными, достаточно мотивированными и основанными на имеющихся доказательствах.
Ведение Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрено п. 10 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 (далее- Положение).
По смыслу пунктов 2, 3, 10 Положения Книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, ведется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постоянного проживания граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", либо органами местного самоуправления, в случае передачи им органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
На территории Белгородской области не принимался Закон, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись бы указанными полномочиями.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Белгорода подтвердил, что ими не ведется Книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, соответственно она не могла быть предоставлена заявителю для ознакомления.
Бездействие администрации г. Белгорода, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение о предоставлении упомянутой Книги регистрации, заявитель не обжалует.
Судебная коллегия также отмечает, что Книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является не единственным источником регистрации и учета заявителя, как имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В администрации г. Белгорода ведется учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по г. Белгороду. Список таких граждан по состоянию на 01.01.2012 г. представлен суду первой инстанции, в нем заявитель под номером N, в категории пенсионеров с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей заявитель под номером N, с датой постановки на жилищный учет 08.06.2010 года.
Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области формируется Сводный список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Белгородской области, в котором заявитель под номером N. Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, размещен на сайте Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области. Заявитель также включен в утвержденный Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год в категории пенсионеров с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанные списки имеют актуальную информацию по вопросам регистрации и учета, что и Книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Действия суда по выяснению обстоятельств дела и по проверке соблюдения предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд с заявлением не противоречат друг другу, не указывают на нарушение норм процессуального права. Допущенный заявителем пропуск данного срока без уважительных причин является дополнительным самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Установлено, что с заявлением о предоставлении Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, заявитель обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода 24.02.2011 г.. Заявление подлежит разрешению в 30- дневный срок, установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", т.е. о нарушении права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, заявителю стало известно с 26.03.2011 г.. О нарушении прав в связи с принятием на жилищный учет с 08.06.2010 г. заявителю стало известно с 25.01.2011 г. из письма Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода N.
С заявлением об оспаривании бездействий администрации г. Белгорода Мухаметов С.Х. обратился в суд только 02.04.2012 г., т.е. со значительным пропуском установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока, в течение которого гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Причины пропуска срока выяснялись судом и не установлено, что после получения истцом уведомления о постановке на жилищный учет с 08.06.2010 г., истечения предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ срока для рассмотрения его обращения от 24.02.2011 г., имелись препятствия для его обращения в суд. В судебном заседании суда первой инстанции заявитель причины пропуска срока не назвал, отказался от предоставления доказательств уважительных причин.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 2 ст. 256 ГПК РФ, законно отказал в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения на установление данного обстоятельства.
Ссылка автора апелляционной жалобы на предпринятые меры к оспариванию бездействия в административном порядке правильность выводов суда не опровергает. Обращения заявителя с жалобами в прокуратуру- 11.04.2011 г. и 15.05.2011 г., Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, к уполномоченному по правам человека- 23.11.2011 г. не прерывают течение установленного ст. 256 ГПК РФ срока. Судебная коллегия также отмечает продолжительное бездействие заявителя после получения ответа из прокуратуры и до обращения уполномоченному по правам человека.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права. Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 05 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Мухаметова С.Х. об оспаривании бездействия администрации г. Белгорода и департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Мухаметова С.Х.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.