Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Маслова А.К., Богданова А.П.
при секретаре Черновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года
апелляционную жалобу Шигаева Г.Д.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 30 марта 2012 года
по делу по иску Шигаева Г.Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области, УФСИН России по Белгородской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Маслова А.К., объяснения представителей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области - Аргунова С.П.(доверенность в деле), УФСИН России по Белгородской области - Кононенко И.В. (доверенность в деле), Министерства Финансов РФ - Богат Ю.А. (доверенность в деле), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шигаев Г.Д. постановлением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10.04.2004г. арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области Шигаев поступил 20.04.2004 г.
23.07.2004 г. убыл в СИЗО-2 г. Москвы для прохождения судебно-психиатрической экспертизы в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. 22.09.2004г. прибыл после ее прохождения.
Приговором Белгородского областного суда от 30.06.2005 г. Шигаев признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.30 ч.3, 159 ч.3, 30 ч.1, 105 ч.2 п. "ж,з", 105 ч.2 п. "а,в,ж,з,к", 159 ч.3, 158 ч.3, 105 ч.2 п. "ж,з", 159 ч.4, п. "а", 325 ч.2, 105 ч.2 п. "ж,з", 159 ч.4, 325 ч.2, 69 ч.3 УК РФ с назначением наказания в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима.
Приговор вступил в законную силу 01.11.2005 г.
21.12.2005г. Шигаев Г.Д. убыл для дальнейшего отбывания наказания в ИК-18 УФСИН РФ по Ямало-Ненецкому Автономному округу.
Дело инициировано иском Шигаева Г.Д., обратившегося с требованиями о взыскании с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" руб., ссылаясь на то, что в период содержания в СИЗО ему не были обеспечены условия содержания: в камерах находилось от 14 до 20 человек, сами камеры были в антисанитарном состоянии, не оборудованы надлежаще работающими сантехникой и вытяжной вентиляцией, плохо освещены; душевые комнаты плохо оборудованы; выданные посуда и постельные принадлежности были ранее использованы, предметы личной гигиены (туалетная бумага, зубная щётка и паста, мыло), наволочки, простыни и полотенца - не выдавались; содержался в камерах с ранее отбывавшими наказание и имеющими заболевания (туберкулез, сифилис, чесотка, ВИЧ, гепатит В и С) лицами без учета психологической совместимости; прогулки проводились не каждый день; в период следствия на него оказывалось давление, избиение; в период нахождения в СИЗО заболел туберкулезом, неоднократно болел простудой и чесоткой.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Шигаев Г.Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств имевших место действий (бездействия) сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области, приведших к нарушению личных неимущественных прав истца, либо причинивших ему физические и нравственные страдания.
При этом суд, на основании анализа материалов дела, счел недоказанными доводы о ненадлежащем состоянии камер, душевых комнат, содержании истца в какой-либо период времени в камере, при наполнении которой были допущены нарушения норм санитарной площади на одного человека, иных нарушениях сотрудниками и должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкции, утвержденной Приказом Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.1999г. N 1115/475.
Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, принял во внимание также то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 02.10.2009 года Шигаеву Г.Д. отказано в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда. В решении содержится оценка доводам Шигаева Г.Д. в части переполненности камер, их санитарного состояния, качества пищи, обеспечения столовыми и постельными принадлежностями, заболевания туберкулезом.
Вышеизложенное опровергает довод заявителя жалобы о том, что судом не было учтено наличие у него туберкулеза легких.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы о том, что суд не учел изложенное Шигаевым Г.Д. в исковом заявлении, неубедительны.
Как правильно указал суд, в ходе проведенной прокуратурой г. Белгорода проверки, фактов применения физического насилия к Шигаеву Г.Д. со стороны Б. и сотрудников учреждения ИЗ-31/1 г. Белгорода не установлено. Кроме того, в ходе судебных заседаний по уголовному делу 06.04.2005 года Шигаев Г.Д. указывал на его избиение сотрудниками указанного выше учреждения, называя фамилию Б. На избиение его Л. не указывал.
Ссылка в жалобе на несвоевременное извещение о назначении судебного заседания на 30 марта 2012 года, о котором Шигаев Г.Д., по его утверждению, узнал только 2 апреля 2012 года, опровергаются собственноручной подписью последнего в расписке, согласно которой о судебном заседании, назначенном на 14-00 часов 30 марта 2012 года, он извещен 28 марта 2012 года (л.д.104).
Утверждения апеллятора о том, что если такая расписка имеется, то она сфальсифицирована, не убедительны.
Оснований сомневаться в подлинности данной расписки, направленной в суд с сопроводительным письмом, подписанным начальником ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, не имеется (л.д.103).
Ссылка в жалобе на нарушение нумерации листов в копии решения суда (перепутаны 3 и 4 страницы), не может служить основанием для отмены решения суда. Указанное обстоятельство нарушения прав Шигаева Г.Д. не повлекло.
Не может служить основанием для отмены решения суда и непредставление Шигаеву Г.Д. возражений ответчика, на которое он ссылается в жалобе.
Из протокола судебного заседания видно, что по ходатайствам ответчиков их возражения, в том числе возражения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России, поданные в порядке п. 2 ч. 2 ст. 149 ГПК РФ, оглашались в судебном заседании и были приобщены к материалам дела (л.д. 110,112). Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции, извещая Шигаева Г.Д. о дате и времени рассмотрения дела, разъяснял его право на ведение дела через представителя (л.д. 77,102).
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 30 марта 2012 года по делу по иску Шигаева Г.Д. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Белгородской области, УФСИН России по Белгородской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.