Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Зюзюкина А.Н., Богониной В.Н.,
при секретаре Литвиновой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 сентября 2012 года
апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области
на решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 04 июля 2012 года по гражданскому делу иску Шляховой Д.М. к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об отказе в постановке на жилищный учет и обязании в постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., объяснения представителя ответчика- Дудина А.О. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шляхова Д.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы с 2004 года, вдовой участника Великой Отечественной войны, с мая 2009 года проживает в принадлежащем сыну И.М. на праве общей долевой собственности ( *** доля в праве) частном доме N по "адрес".
В апреле 2012 г. Шляхова Д.М. обратилась в администрацию муниципального образования "Прохоровский район" с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по льготе вдовы инвалида Великой Отечественной войны.
Решением комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района от 04.05.2012 г. ей отказано в удовлетворении этой просьбы, т.к. является обеспеченной жильем более учетной нормы.
В исковом заявлении Шляхова Д.М. предъявила требования о признании незаконным упомянутого решения жилищной комиссии и о возложении на администрацию муниципального образования "Прохоровский район" обязанности поставить её на учет для предоставления жилого помещения, включив в списки постановки на учет. В обоснование этих требований сослалась на то, что оспариваемое решение жилищной комиссии нарушает её права, гарантированные федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Решением суда исковые требования признаны обоснованными. Признано незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района от 04.05.2012 г. об отказе Шляховой Д.М. в постановке на жилищный учет в предоставлении жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны. На ответчика возложена обязанность поставить Шляхову Д.М. на учет в предоставлении жилого помещения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", включив её в списки по постановке на жилищный учет.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 4 части 1, пункту 1 части 2 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права; неправильным применением норм материального права является: неприменение закона, подлежащего применению.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд указал, что истица имеет право на постановку на учет нуждающихся в получении жилья как вдова участника Великой Отечественной войны, т.к. проживает в доме, принадлежащем на праве долевой собственности сыну, собственного жилья и гарантированных жилищных прав на какое- либо жилое помещение не имеет; наличие жилых помещений у членов семьи сына истицы обстоятельством, имеющем значение для дела, не является.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны без определения обстоятельств, имеющих значение для дела, противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (включающие в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Во исполнение предписаний федерального законодателя администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года N 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций и т.д..
Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Использованная судом в резолютивной части решения формулировка: "поставить Шляхову Д.М. на учет в предоставлении жилого помещения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий?, включив ее в списки по постановке на жилищный учет" некорректна, не соответствует тем видам учета и спискам, которые предусмотрены законодательством.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению главы администрации муниципального района "Прохоровский район" Белгородской области от 05.07.2011 г. N 487 размер учетной нормы на территории района составляет 14 кв.м..
Частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из объяснений Шляховой Д.М. в суде первой инстанции и представленных доказательств видно, что она бессрочно вселена в жилой дом N, общей площадью *** кв.м., по "адрес" в качестве члена семьи И.М., которому принадлежит *** доля в праве собственности на этот жилой дом.
Круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, определен частью 1 статьи 31 ЖК РФ. К ним относятся супруг собственника жилого помещения, дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Кто ещё является участником долевой собственности на дом N по "адрес", на каком основании истица вселена и проживает в этом доме, является ли она членом семьи собственника, нуждающейся в жилом помещении, и если является, то по какому основанию, суд первой инстанции не определил.
Суд не приходил к выводам о том, что истица проживает в доме своего сына на условиях найма и не является членом его семьи. На эти обстоятельства стороны не ссылались и не предоставляли доказательств в подтверждение таких фактов.
Исходя из указанных норм Жилищного кодекса РФ, учитывая, что истица, её сын И.М., невестка В.Ф., сваха Е.М., внуки С.И., Т.И. зарегистрированы и проживают в одном доме, являются членами единой семьи, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, справкой о составе семьи, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно определяться исходя из суммарной общей площади жилых помещений, занимаемых семьей истицы.
Учитывая, что И.М. принадлежит *** кв.м. общей площади дома N по "адрес", жилой дом площадью *** кв.м. в х "адрес"; В.Ф. принадлежит квартира N, общей площадью *** кв.м., в доме N по "адрес", на каждого из членов семьи истицы приходится по *** кв. м. общей площади, что свыше учетной нормы.
Оспариваемое истицей решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района от 04.05.2012 г. по существу является правильным. Прав и законных интересов истицы оно не нарушает.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Шляховой Д.М. у суда первой инстанции не имелось, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 04 июля 2012 года по гражданскому делу иску Шляховой Д.М. к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об отказе в постановке на жилищный учет и обязании в постановке на жилищный учет отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.