Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Зюзюкина А.Н.,
при секретаре Литвиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2012 года
апелляционную жалобу администрации Губкинского городского округа Белгородской области
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Черниковой Т.С. к администрации Губкинского городского округа Белгородской области о понуждении обеспечения жилым помещением
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения Черниковой Т.С., ее представителя адвоката Уколова А.М., возражавших против отмены решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седых Т.С. (после регистрации брака Черникова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи со смертью родителей, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы местного самоуправления г. Губкин и Губкинского района N от ДД.ММ.ГГГГ над Седых Т.С. и ее несовершеннолетним братом С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство, данным постановлением за ними также закреплена жилая площадь в квартире N дома N по "адрес", в котором она не проживает и не зарегистрирована, поскольку фактически была зарегистрирована в квартире N данного домовладения.
В ДД.ММ.ГГГГ году, после регистрации брака (л.д. 75) и рождения ребенка (л.д. 76) Черникова Т.С. снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. В данном жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой "данные изъяты" кв.м., принадлежащем на праве собственности ЗАО " "данные изъяты"", зарегистрированы "данные изъяты" человек.
Черникова Т.С. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Губкинского городского округа внеочереди обеспечить ее жилым помещением. В обоснование своих требований сослалась на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обращалась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет во внеочередном порядке, однако ей в этом было отказано по тем основаниям, что за ней закреплено жилое помещение, при этом вопрос о площади данного жилого помещения с учетом лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением и его состояния не рассматривался.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
На администрацию Губкинского городского округа возложена обязанность по обеспечению Черниковой Т.С. жилым помещением вне очереди, в соответствии с нормами предоставления, закрепленными в ст. 2 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области".
В апелляционной жалобе Администрация Губкинского городского округа просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске Черниковой (Седых) Е.В. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Указывая на то, что решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования Черниковой Т.С., суд первой инстанции, с учетом положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N159-ФЗ, Закона Белгородской области от 25.01.2007 г. N 93 (ред. от 21.07.2008 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области", обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что Черникова Т.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилого помещения, не была поставлена в льготную очередь на получение жилья, на момент обращения за получением жилья не утратила своего статуса, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени ей не предоставлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, подтвержденными представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих данные выводы суда, ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
Как установлено в судебном заседании Черникова Т.С. в 2010 году обращалась с заявлением к главе местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района по вопросу внеочередного предоставления ей жилого помещения, как лицу, ранее оставшемуся без попечения родителей, после введения в действие ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, на момент обращения за получением жилья не утратила своего статуса (л.д. 64).
При таких обстоятельствах, гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована по той причине, что органами исполнительной власти, в компетенцию которых входит предоставление жилой площади во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм, не выполнены возложенные на них полномочия. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована и будет обеспечена только после предоставления ей жилого помещения.
Довод в жалобе о наличии у Черниковой Т.С. закрепленного за ней жилого помещения в "адрес", что не позволяет признать ее нуждающейся в жилье в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", противоречит фактическим обстоятельствам и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Как установлено судом первой инстанции, закрепленное за Черниковой Т.С. до достижения ею совершеннолетия жилое помещение по адресу: "адрес" на праве собственности принадлежит Ш.С.М. (л.д.9), истица в данной квартире никогда не проживала и не была в ней зарегистрирована (л.д. 45). Доказательств обратного ответчиком не представлено, судом не установлено. Истица фактически была зарегистрирована в квартире N общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой "данные изъяты" кв.м. В настоящее время в данной квартире зарегистрировано "данные изъяты" человек. При этом согласно выписке из домовой книги дома N кв. N от ДД.ММ.ГГГГ Черникова Т.С. не значится зарегистрированной в указанной квартире (л.д. 46).
Таким образом, в соответствии с п.4 ст.50, п.2 ст.51 ЖК РФ, даже учитывая наличие у Черниковой Т.С. права пользования закрепленным жильем, на нее в вышеуказанной квартире приходится жилая площадь "данные изъяты" кв.м., что менее учетной нормы, установленной в "адрес", исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении настоящего спора необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определениях от 05.02.2009 г. N 250-О-П и от 07.06.2011 г. N 746-О-О, согласно которой предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также ч.2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
Ссылка в жалобе на то
, что истица не проживает на территории "адрес", была зарегистрирована в "адрес", а фактически проживает в "адрес", соответственно, должна обеспечиваться жильем по месту жительства, не основана на законе.
В соответствии с со ст. 2 Закона Белгородской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.
Однако в силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Между тем, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам в зависимости от места выявления и учета недопустимо.
Кроме этого, следует признать, что в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека право на свободу передвижения, гарантируемое п.п. 1, 2 ст. 2 протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят. Следовательно, свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или на ограничение пользования им, которые не соответствуют требованию меры, необходимой в демократическом обществе для достижения законных целей, указанных в п. 3 данной статьи.
Черникова Т.С. как ребенок-сирота была выявлена на территории "адрес" и здесь же за ней было закреплено жилое помещение (л.д.9), то суд правомерно возложил на администрацию Губкинского городского округа обязанность по обеспечению ее жилым помещением вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 327 ч. 1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Черниковой Т.С. к администрации Губкинского городского округа Белгородской области о понуждении обеспечения жилым помещением оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация Губкинского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.